Стандарт ИСО 9001
Международный стандарт системы менеджмента качества ИСО 9001 позволил предприятиям разных стран мира легко находить партнеров для сотрудничества, оценивать конкурентов и получить критерии для оценки эффективности работы собственного производства. Наличие сертификата ИСО не говорит о свойствах или качестве выпускаемой продукции, в этой части он дополняет ГОСТы и отраслевые регламенты. Сертификация системы менеджмента качества – это оценка именно организации производства, его соответствия единому высокому стандарту, можно сказать – мировому уровню.
Кто может выдавать сертификаты соответствия ИСО в России?
Международная организация, которая разрабатывает и постоянно модернизирует стандарты системы менеджмента качества ISO сама не занимается выдачей сертификатов. Центральный офис ИСО находится в Женеве в Швейцарии, откуда ведется сотрудничество с национальными органами стандартизации стран-партнеров. Частные компании не допускаются к участию в ИСО.
Российский орган стандартизации ГОСТ – Федеральное Агентство Технического Регулирования и Метрологии, вошел в ИСО в 1992 году. В России принят стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015, полностью соответствующий международным нормам. В некоторых отраслях соответствие ИСО для российских предприятий обязательно, в остальных носит добровольных характер.
Подтвердить соответствие системы менеджмента качества организации международным требованиям может орган сертификации, прошедший аккредитацию или имеющий подтверждение независимого эксперта о соответствующем уровне компетенции.
Как проходит сертификация предприятия?
Прежде всего руководство организации должно привести в соответствие со стандартами:
- Кадровые ресурсы: назначить должностных лиц для внедрения системы менеджмента качества, а также дальнейшего управления бизнес-процессами на предприятии. Сотрудники должны быть компетентными и осведомленными.
- Инфраструктурные ресурсы: здания и сооружения, а также инженерные сети и системы, оборудование, технические и компьютерные средства, транспорт, информационные технологии и связь.
- Возможность людей и оборудования работать в соответствии с установленными нормативами.
- Процессы мониторинга и измерений характеристики рабочих процессов и результатов деятельности.
- Документацию, требуемую системой менеджмента качества, а также процессы ее разработки, учета, хранения, обновления и утилизации.
- Рабочие процессы, связанные с производством продукции или услуг: проектирование, разработку, управление поставкой сырья, производством, и т.д.
- Систему мониторинга качества и внутреннего аудита, связь и поддержку потребителей.
Как правило, самостоятельно справиться с поставленной задачей предприятие не в состоянии. Для ускорения и облегчения процесса сертификации привлекают организации, которые берут на себя проведение подготовительных мероприятий и сопровождение предприятия до момента получения сертификата соответствия ИСО 9001. Существуют компании, которые оказывают услуги «под ключ», начиная со сбора документов и заканчивая оформлением сертификата и его занесением в реестр.
|