Важные различия рекламных розыгрышей и лотерей с позиции закона
Каким образом качественно сделать розыгрыш призов, скидок, подарков или промо кодов , чтобы не попасть при этом на штрафные санкции от государства? Этим вопросом очень часто задаются клиенты нашего маркетингового агентства. Вы сможете найти ответ в данной статье, разъясняющей основные отличия между стимулирующей и денежной лотереей, а также законодательные требования для правильной рекламы вашей промо-акции.
Что такое лотерея?
Лотерея – игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор) осуществляет розыгрыш призового фонда, а вторая сторона (участник) имеет право на определенный выигрыш, когда она признается выигравшей соответственно с условиями проводимой лотереи. Закон № 138-ФЗ от 11 ноября 2003 г. контролирует организацию и проведение лотерей.
Итак, по существу, это взаимодействие сторон. Где одна сторона осуществляет розыгрыш (деньги или ценные предметы, которые разрешены в нашей стране), вторая сторона – гарантированно получает приз, если условия розыгрыша выполняются. Одновременно с этим в качестве приза указывается или часть общего фонда,или весь фонд полностью. Главное отличие коммерческих лотерей от прочих розыгрышей с ценными призами – выйгрыш формируется с использованием денежных средств от билетов. В рамках лотерей реализуется «лотерейный билет» – специальный документ, предоставляющий право участия в розыгрыше. При этом, данный документ юридически подтверждает согласие любого участника с условиями лотереи. Все билеты нужно в обязательном порядке регистрировать. Законно организовать лотерею в нашей стране имеют право только Минфин и Министерство спорта. Хозяева частного бизнеса не смогут просто напечатать лотерейные билеты и сделать розыгрыш. Они имеют возможность стать «оператором» такого розыгрыша, однако для этого нужно пройти обязательный конкурс у организаторов. Незаконная организация лотерей – правонарушение, за которое надлежащие органы могут назначить штраф с конфискацией терминалов, оборудования. Размер возможного наказания следующий:
Гражданам: 3-4 тыс. руб.
Должностные лица: 15-20 тыс. руб.
Для юридических лиц: 250-350 тыс. руб.
Промоакция
Другое название - стимулирующее мероприятие. Под таким мероприятием понимают игру, конкурс и т.д., когда в целях участия нужно заказать товар или услугу. Допустим, рекламные акции «Заправь от 30 литров и участвуй в конкурсе» или «Купи напиток и найди под крышкой свой приз». Такого рода акции являются рекламными, по этой причине они контролируются другим законом - "О рекламе". Данные мероприятия организовываются по инициативе предпринимателя, они не нуждаются в регистрации. Но необходимо сообщить клиентам:
Точные правила: что требуется выполнить, кто может принимать участие;
Временные сроки. Либо определенный период, либо указание точной даты, до которой проходит мероприятие;
Перечень и число призов;
Каким способом получить выигрыши. Где забирать, возможно ли получить по почте или в пункте выдачи и т.д.;
Кто устраивает данную промо-акцию. Надо указать компанию и ее адрес, дать ссылку на ее веб-сайт.
Как можно отличить промо-акцию от лотереи?
Порой стимулирующие мероприятия называют «лотереями». И между ними действительно есть общие черты:
Соревновательный характер мероприятий;
Выигрыш получают далеко не все участвующие;
Главная задача участия – получение какого-либо приза (нескольких призов, согласно условиям).
Критерий | Коммерческая лотерея | Стимулирующая лотерея | Каким образом формируется призовой фонд? | За счет проданных лотерейных билетов: продали на 500 тыс. – призовой фонд формируется из этих 500 тыс. | За счет компании, устроившей акцию. Например, магазин объявил о розыгрыше ценных призов среди купивших газировку. Неважно на какую сумму продано товара, призы и подарки будут покупаться за деньги фирмы. | Чем подтверждается право на участие? | Приобретенным лотерейным билетом. | Купоном/чеком (и так далее), выдаваемым бесплатно, после приобретения товара или выполнения обязательных условий акции. | Риск для участников? | Присутствует. Участники могут потерять деньги, не получая ничего взамен. | Отсутствует. Участники получают товар, а возможность получения приза – приятный бонус. |
Таким образом, когда вы организовываете промо-акцию, где каждый покупающий товар на сумму, допустим, свыше 1000 руб., получает бесплатный код, чтобы участвовать в розыгрыше приза – это считается не лотерея, а стимулирующее мероприятие.
Какая может быть ответственность за нарушение проведения рекламной акции
Конкурсы в рамках стимулирующих мероприятий - разновидность рекламы. Поэтому проверку законности их организации выполняет ФАС. Если государственный орган выявит нарушения, он выдает предписание об их устранении. К примеру, обяжет дописать необходимые сведения и т.д. Кроме этого будет возбуждено административное дело. Предусматривается следующее наказание:
Для граждан: 2000-2500 рублей;
Должностным лицам: 4000-20000 рублей;
Для юридических лиц: 100000-500000 рублей.
Промо-акции с одинаковыми призами всем участникам.
Такие акции являются важной частью маркетинга при розничной торговле. Суть промо-акций в предложении клиентам сделки, позволяющей либо получить больший объем товара по одной стоимости, либо купить что-то по более низкой цене. На данный момент существуют следующие типы промо-акций:
Купи один, получи выгодную скидку;
Два по цене одного (три за два и так далее);
Купи товар А и получи Б бесплатно;
Все товары по фиксированной цене;
Бесплатные тестеры новейших продуктов;
Акции в конкретные дни недели;
Сезонные распродажи;
Скидки, предназначенные для групп людей (пенсионеры, врачи, студенты и так далее).
Для владельцев бизнеса важно, что эти акции не являются стимулирующими мероприятиями. Именно поэтому на них не распространяются требования закона "О рекламе". Значит, ФАС не предъявит претензии, когда магазин, к примеру, не указал срок акции "Два по цене одного". Но каким способом отличить стимулирующее мероприятие от обычной акций:
По акции все получат один и тот же приз. Предположим, любой покупатель получает скидку;
Отсутствует соревновательный характер акции.
Надеемся, что публикация ответила на большинство вопросов, связанных с особенностями стимулирующих лотерей. Все еще есть неясности? Напишите нам wise.promo, и мы постараемся ответить на них.
|