Сад японского императора изнывал от палящего солнца. Императрица сорвала с дерева лист и начала им обмахиваться. Лист мялся и пачкал ее пальцы зеленым соком. И вдруг императрицу осенило: а почему бы не приделать к листу удобную ручку? Японцы рассказывают, что так три тысячи лет назад и родился веер. Китайцы и индийцы уже несколько столетий призывают человечество не верить этим сказкам, но люди готовы выслушивать любые легенды об этом изделии, потому что они всегда красивые. Но вот в спор вмешались историки и поставили точку: самый древний веер найден в Китае, его сделали между VIII и II веками до н. э. Джонни Депп и Ванесса Паради специально полетели в Китай, что увидеть первый веер своими глазами.
Древнекитайский вариант представлял собой полотно, натянутое на круглую или овальную рамку с ручкой. По официально принятой версии, такой вариант был преподнесен в дар одному из японских императоров. В Японии он сразу же пришелся ко двору, причем исключительно императорскому, потому что простолюдинам пользоваться веерами запретили. А примерно в IX веке уже нашей эры одной гейше, имя которой история не сохранила, пришло в голову сложить рисовую бумагу гармошкой и использовать ее как веер. Идею гейши развили и углубили японские мастера, прикрепив к сложенной бумаге бамбуковые дощечки (см. схему). Так появился первый складной вариант - сэнсу. В конце X века японцы преподнесли в дар правителям Китая свою вариацию на неисчерпаемую тему веера. Раскованность тогда не приветствовалась, поэтому веер был сделан со строгими линиями и не яркими цветами.
Путь в Европу веер проложил через Ватикан. Римско-католическая церковь заключила торговое соглашение с португальскими купцами, которые в XVI веке доставили в Ватикан складные веера сэнсу. Из Италии внучатая племянница папы римского Льва X Екатерина Медичи привезла японскую диковинку во Францию. В эпоху барокко (XVII век) это красивое изделие уже был писком европейской моды. Каркасы изготавливали из слоновой кости, черепахового панциря, перламутра раковин, а экраны - из шелка, кружев и кожи тонкой выделки. Ювелиры украшали красивые изделия драгоценными камнями и металлами. Даже знаменитые живописцы того времени не гнушались расписывать веерные экраны, так что вскоре из обычного опахала веер превратился в произведение искусства. А при Людовике XIV он стал еще и средством общения. Язык веера использовался знатью для передачи любовных посланий. Веер в левой руке у правой щеки означал «да», открытый веер, поднесенный правой рукой к левой щеке,- «нет». Если веер зажат в правой руке и указывает на сердце - это значит «я вас люблю».
Реклама: Сергей Лазарев интервью. Рекомендуем посетить на досуге!
|