Бидермейер (бидермайер; нем. biedermeier) —
художественный стиль в искусстве, архитектуре и дизайне, получивший
распространение в Германии и Австрии в первой половине 19-го века.
Бидермейер был близок романтизму, пришедшему на смену
ампиру. 19 век - времена ранней буржуазии, скромного вещного мира с
легким налетом сентиментальности. Бидермейер - стиль среднего класса, в
нем отразились представления «бюргерской» среды. Формы аристократичного
ампира преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для
направления характерно тонкое, тщательное изображение интерьера,
природы и бытовых деталей.
Идеологические предпосылки стиля лежат в неустойчивой
политической ситуации в Германии и Австрии того времени, где
господствовали реакция и застой. Тревожное положение и меланхолия вели к
уходу от реальности, погружению в семью, в круг друзей, поиск романтики
в маленьких жизненных радостях.
Постепенно движение «бидермейер» распространилось на
моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. К 1900 году это
слово стало также обозначать «старые добрые времена».
Бидермейер — стиль провинциальный, хотя в этом стиле
работали и столичные мастера в Берлине и Вене. Проник бидермейер и в
Россию.
От ампира бидермейер унаследовал основные принципы
построения и лаконизм, которые проявились в мебельном искусстве и
интерьере. Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность,
сбалансированность пропорций, гармоничность, простота форм и светлые
цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер
воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат
с глубокими оконными нишами окрашивали в белый или другие светлые тона,
оклеивали тиснеными полосатыми обоями.
Текстильный декор с растительным рисунком, одинаковым на оконных
занавесках и мебельной обивке.
Появляется понятие «чистой комнаты» (подражание
светским салонам), помещения, которым не пользовались в будние дни.
Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема
гостей и обставлялась с особой тщательностью.
Дополнительный уют жилому интерьеру придавала
окрашенная в теплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, большое
число украшений и сувениров. Как и в случае со стилевыми предпочтениями,
практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые
соответствуют его представлению о функциональности и комфорте.
Главные черты мебели этого стиля - прочность,
добротность и удобство, плавно изогнутые спинки и подлокотники кресел,
диванов, стульев, гнутые и точеные ножки столов и секретеров.
Мебель становится более простой по форме, свободной
от архитектурных излишеств и чужеродного декора. Эта простота
компенсировалась удачно подобранными расцветками и рисунками обивок,
функциональной практичностью мебельных конструкций.
Появилась "комбинированная" мебель: раздвижные столы,
столики и бюро с выдвижными и откидными столешницами, стулья и столы,
трансформируемые в библиотечную лестницу. В в качестве материала для
парадной мебели использовалось розовое или красное дерево, позднее его
сменила фанеровка из ореха и светлые породы дерева (черешня, груша,
клен, тополь и ясень), полосатый репс и цветастый ситец в качестве
обивки. Этот период получил название "эпохи светлого дерева".
В начале XX века бидермейер оценивался негативно и
трактовался как «мещанский». Ему действительно были присущи такие черты,
как интимность, камерность, сентиментальность, поэтизация вещей, что и
привело к такой оценке. Вместе с тем этому стилю есть за что отдавать
предпочтение. Удобство, функциональность предметов, классические формы,
яркость тканей – художественный стиль приближен к потребностям человека и
устроенному быту, и придется по сердцу и нашему современнику.
На заметку: При проектирование домов ознакомьтесь с доступными наработками и определитесь, что вам конкретно нужно, с помощью данного ресурса.
|