Познакомившись с гипсом еще в эпоху неолита, человек сразу начал использовать его пластические свойства. Самое старое использование гипса во внутренней отделке помещений относится к 7000 годам до н.э., в Малой Азии в поселении Чатал-Гуюк. Применение гипса прослеживается и в цивилизациях Шумер и Вавилона. Известно, что при изготовлении Сфинксов тоже использовались гипсовые модели.
В античные времена гипсовые смеси и алебастр использовались в минойской культуре вместо мрамора, как полы и как строительный материал стен, в Кносском и в Файстоском дворцах. Историк Геродот повествует о том, что погребальные амфоры тоже изготавливали из гипса. Около 300 г. до н.э. скульптор Лизистрат делает гипсовые маски. Именно в Греции гипс начинают использовать в орнаменте жилых домов. Философ Теофраст впервые описывает изготовление лепнины.
Римляне широко используют гипс внутри помещений. Ювеналий повествует о гипсовых бюстах. Витру́вий в „Работе о искусстве строительства “ и Плиний в „История природы“ пишут о гипсовой лепке. Они оба четко различают гипс и известь. Раскопки, например в Помпее, подтверждают использование гипсовой лепнины. Она использована там как имитация дорогого мрамора и это первый найденный искусственный мрамор из гипса – „stucco lustro“. Дорогие карнизы Помпеи имеют вертикальную разбивку. Такой гипсовый мрамор и лепнина были обычны и в общественных зданиях и в домах богатых горожан. Лепнина из гипса есть на Латинской дороге в Риме II века н.э. под сводчатым куполом родовой усыпальницы рода Валериев, в наши дни ее реставрировали. А гипсовая лепная мозаика есть на Вилле Андриана в Помпеях.
Изучение гипсовой лепки раннего Средневековья в искусствоведении тема относительно новая. Началось оно в 1990 годах при детальном изучении сакральных зданий 12-13 веков в Саксонии. Многие из экспонатов находятся сегодня в музеях Берлина.
А вот о гипсовой лепнине эпохи Ренессанса известно гораздо больше. В Германии гипсовое литье упоминается как минимум уже с 1690 года, а в 1696 году в Нюрнберге вышло руководство по его применению. В Италии архитектор Ренессанса Винченцо Скамоцци в работе „Architettura“ (десять томов об архитектуре) описывает изготовление гипсовой массы для лепнины и гипсовых украшений для стен. Именно Ренессанс становится эпохой возрождения лепного декора. Стены и потолки церквей и дворцов покрыты большими упорядоченными орнаментами, часто они соединены с другими декоративными материалами стен и потолков. Самые известные лепки Ренессанса − работы Перино дель Вага, Феделе Казелла и Скипионе Казелла.
Расцветом гипсовой лепки стала эпоха бароко и рококо. Техника лепнины для интерьера подходила для нее особенно хорошо. По всей Европе возникает великолепная гипсовая лепка. На юге Германии, к примеру, так называемый Верхнешвабский путь бароко. В эти времена особенно часто используется искусственный мрамор из гипса (Scagliola). Он не только дешевле мрамора, но и его палитра цветов значительно шире.
В 19 веке, и в эпоху грюндерства, и в эпоху расцвета историзма, лепнина из гипса по-прежнему широко используется и как замена мрамора и самостоятельные элементы декора. Но особенно широко используются пластические возможности гипсовой лепнины в югендстиле.
С началом модерна, примерно с 20тых годов, ее в архитектуре и в декоре больше нет. Лепнина не соответствует этому стилю. В 50-60 годы она по-прежнему считается несоответствующей современной архитектуре. Ее просто убирают с фасадов домов и из внутреннего убранства помещений.
В 70 годы начинают восстанавливать исторический облик помещений. В это время гипсовая лепнина в интерьере часто заменялась дешевой имитацией из полимеров, в первую очередь из полистирола.
Сегодня элементы гипсового декора в качестве элементов мозаики и лепнины продаются в стандартном, стабильном и безопасном исполнении. Это и есть новое рождение старинного искусства лепного {декора}.
|