Принципиальное преимущество железобетонных плит перед кирпичными блоками заключается в том, что эти плиты могут быть изготовлены сразу любого размера. Для их производства не надо затрачивать усилия на лепку и обжиг мелких деталей.
Маленький красный кирпич, проходя длинный путь превращений, становится готовым изделием в жарком пламени обжигательной печи. Большая бетонная плита, не только не уступающая по своим свойствам кирпичу, но и во многом его превосходящая, получается с помощью самой обыкновенной воды.
Это похоже на чудо: берутся песок и гравий, смешиваются с серым порошком - цементом. К этой смеси добавляется вода, и через некоторое время рождается искусственный камень - бетон. При этом ничего не стоит получить бетонные изделия любого размера. Для их приготовления не надо ни обжигательных печей, ни сложных приспособлений. Бетон можно изготовлять даже под открытым небом. И если бетонной массой залить железную арматуру, то получится железобетон, сочетающий твердость и устойчивость камня с прочностью и гибкостью металла.
И пока инженеры на кирпичных заводах вынуждены довольствоваться изготовлением сравнительно небольших изделий, которые можно укладывать в стену только руками или слагать из них блоки, из ворот железобетонных заводов двинулись на стройки плиты, прогоны, панели, размеры и вес которых соответствуют мощи подъемных кранов.
Но песок и гравий сами по себе непригодны для изготовления строительных деталей. Строительным материалом их делает цемент. Без цемента было бы невозможно современное строительство.
На Всесоюзном совещании строителей Никита Сергеевич Хрущев подчеркнул, что в настоящее время, «когда перед нами встали задачи широкой индустриализации строительства, необходимо всемерно развивать цементную промышленность с тем, чтобы обеспечить значительное увеличение производства бетона».
Еще недавно к высокому мрачноватому зданию механизированного цементного элеватора тянулись вереницы разнокалиберных грузовых машин. Во дворе элеватора - небольшая конторка, всегда серая от цементной пыли. В ней с раннего утра работал диспетчер элеватора, направлявший в разные концы Москвы сотни машин с цементом.
И когда цемента на элеваторе не хватало, в конторке бушевала толпа требовательных и настойчивых снабженцев. Они не могли вернуться на стройки с пустыми машинами. Они знали, что если произойдет задержка с доставкой цемента, то стройка замрет, остановятся краны, угрожающе начнет скапливаться вдоль заборов кирпич, станут быстро расти штабели серых плит междуэтажных перекрытий, а каменщики в это время будут сидеть без дела, зло поругивая снабженцев.
Теперь у ворот элеватора не скапливается очередь грузовиков. Цемент доставляют на стройки по предварительным заявкам и в специальных машинах. Они быстро едут по городу, въезжают в ворота стройплощадок, и через широкий люк в задней части цистерны сбрасывают свой пыльный груз в крытые помещения, возле растворного узла. Здесь, в растворном узле, начинается последний путь цемента - путь короткий, но изобилующий удивительными превращениями.
На строительство степ стандартной пятиэтажной школы расходуется около 70 тонн цемента. Зданий такого и большего размера в Москве строится сотни каждый год. Это значит, что десятки тысяч тонн цемента завозятся на московские стройплощадки. В растворных узлах цемент смешивается с песком и некоторыми другими веществами, заливается водой и в виде сметанообразной массы поступает на рабочее место каменщика.
|