Давно установлено, что природные материалы наилучшим образом воздействуют на детскую психику. С младенчества и где-то до десяти лет ребенок познает мир при помощи осязания-обоняния-зрения. Трогая, ощупывая, разглядывая кусок дерева, шишку, листочек, малыш получает огромное количество информации об окружающем мире. А что могут поведать малышу стандартные и безликие пластиковые игрушки? Поэтому наряду с изделиями из полимерных материалов в доме обязательно должны находиться игрушки из натурального сырья — дерева, камня, различных тканей. В идеале детская комната должна быть обклеена экологичными обоями, декорирована натуральными тканями, обставлена почти необработанной мебелью натуральных цветов. В комнате обязательно должны быть цветы в горшках, за которыми ребенок сам будет ухаживать. В тему: Все о правильном питании детей - рецепты тортов мусов, десерта для детского праздника Минимализму с его пустыми пространствами и стерильными поверхностями в детской (по крайней мере до 10 лет) не место. Чем богаче и насыщеннее деталями окружающая ребенка среда, тем лучше. Многообразие предметов на полках в детской и в доме вообще, разнообразие фактур, тканей, цветов формирует способность к творчеству, развивает умственно и физически. И не забудьте, что весь этот разнообразный мир, подобно живому организму, должен постоянно меняться. В детской, где обитает ребенок до десяти лет, обязательно должен быть уголок, где можно вволю побезобразничать — порисовать на стене, например, и т. п. Однако если ребенок постарше по-прежнему раскрашивает мебель и рисует на стенах из спреев, значит, он протестует против родительских ценностей. Это тоже нормально — не надо паники. Но знайте, что, например, цветная нахальная полоса через все зеркало говорит о том, что ваш подросток как минимум противоречиво к себе относится — хочет любить себя и не может. Если в комнате подростка, особенно на стенах, которые обычно увешаны постерами, плакатами и т. п., преобладают резкие, контрастные сочетания цветов (особенно черно-белое), это говорит о его неустойчивом психическом состоянии. Красно-черные сочетания свидетельствуют о высоком уровне агрессии: если подросток при этом ведет себя вызывающе, это еще полбеды. Если же внешне он кажется спокойным, дело хуже — невыплеснутый негатив грозит болезнями, неврозами и прочими бедами. Есть вещи, которые прямо-таки вопиют об опасности. Изображения молний, черепов, свастик на стенах — знак того, что борьба подростка с социальными нормативами взрослых уже перешла в патологию. Всевозможные монстры, агрессивные, возбуждающие тревогу картинки, сцены насилия указывают на аффективное, неустойчивое состояние психики. И хаос в комнате — вовсе не однозначная вещь. За ним могут крыться не только лень и несобранность, но и смятение чувств, растерянность перед жизнью, неосознанный конфликт с миром взрослых. На беспорядок следует особенно обратить внимание, если ваш прежде организованный ребенок вдруг начал разбрасывать вещи по комнате. Может, он безответно влюблен? Но если подросток не привносит в интерьер ничего своего, это серьезный сигнал тревоги — ребенок уходит в себя. Скорее всего он чувствует себя дома “не дома”, ему там неуютно и некомфортно, что-то его пугает. Это часто бывает, когда у родителей не ладятся отношения между собой. Особенно опасный и очевидный симптом — заброшенная безликая комната без любимых вещей, но “ухоженный” компьютер. Истинный дом обитателя этой детской — в виртуальном пространстве, в интернетовских дебрях. А любая форма отгороженности от жизни, по-научному эскапизма, чревата множеством серьезных проблем. Из них самые малые — инфантильность, неконтактность и неприспособленность к жизни. Но ребенку, который цепляется за игрушки и вещи из раннего детства, скорее всего, тоже не очень комфортно в настоящем, поэтому он идеализирует прошлое. Ему кажется, что тогда его любили больше, предъявляли меньше требований и т. д. Когда в комнате пятнадцатилетней девочки по-прежнему царит одна только Барби, это знак инфантильности, капитуляции перед наступающей взрослой жизнью. Контроль, конечно, дело полезное и нужное, но в разумных пределах. Поэтому очень важно, чтобы ребенок сам принимал участие в оформлении интерьера детской и всего дома. Это поможет вам сблизиться, маленький человек поймет, что его мнение уважают, и сможет выразить себя через вещи.
|