Меню сайта |
|
|
|
Форма входа |
|
|
|
|
Бани: история и эволюция
Бани сооружали ещё в глубокой древности. В Индии и Китае, Египте, Греции и Риме — практически во всех основных центрах человеческой цивилизации были общественные бани, которые представляли собой в большинстве случаев каменные постоянно обогреваемые помещения. Строили их преимущественно в городах. Естественно, что помимо общегигиенических и лечебно-профилактических функций, общественные бани служили местом встречи горожан и просто приятного времяпровождения в компании. Эта последняя функция бань сохранилась до сих пор, в том числе и в России. Поэтому баня всегда и всюду была и будет больше, чем просто баня. Использование в качестве строительного материала камня позволяло создавать в тёплых южных краях гигантские банные сооружения с различными способами обогрева помещений. Так, например, роскошные древнеримские бани-термы, названные так в честь известного своими геотермальными источниками поселения Thermae, представляли собой по существу спортивно-оздоровительные комплексы. Залы, вмещавшие сотни и тысячи человек, обогревались подаваемыми из котлов в каменные каналы под полами горячим воздухом (в том числе и дымовыми газами), паром или водой. То есть для создания климатических условий в бане уже тогда успешно использовались концепции воздушного, водяного и парового отопления. Например, в Древнем Египте полы бань, оборудованных на втором этаже, нагревались дымовыми газами от печей, установленных на первом этаже (примерно так, как нагревается лежак русской печи). В Древней Греции же бани нагревали открытым огнём — очагом, расположенным в центре помещения. То есть так же, как в русской бане «по-чёрному». Очень близки по конструкции к римским баням восточные бани (византийские, арабские, турецкие). Здесь также использовали горячие каменные полы (гипокауст) и лежаки (турки), обогреваемые горячим паром или дымовыми газами. В Киевскую Русь каменные бани пришли от греков из Византийской империи (Константинополя). При этом большую роль в распространении бань играла православная церковь. Ещё в 996 г. сразу же после крещения Руси киевский князь Владимир передал в управление церкви лечеб-. ницы и бани. То есть бани были признаны церковью не только как гигиенические средства, но и как средства оздоравливающие. Расширение Руси на север и восток с колонизацией огромных лесных, болотистых и холодных территорий сопровождалось постройкой громадного числа небольших бань при монастырях и деревнях. О каменных банях при этом не могло быть и речи: пригодными строительными материалами были только земля, глина, брёвна, шкуры зверей и валуны. Пожалуй, единственно возможной конструкцией бани в этих условиях могла быть баня «по-чёрному». Её же прототипом служили бани-чумы кочевых народов (в том числе скифско-сарматских племён), населявших степные территории современной Украины в V в. до н.э. По описанию Геродота эти чумы изготавливали из жердей, связанных сверху и обтянутых шкурами животных или войлоком. Внутри чума в земляном углублении разжигали костёр, а после прогорания углей в раскаленное углубление наливали воду. Иных конструкций бани в условиях кочевой жизни в безлесных степях и быть не могло. На Руси термин «баня» появился, по мнению ряда историков, лишь в XI в. Исконно русские же названия бани — мовь, мовня, влазня, впадня, мыльня. Впадня — это, возможно, просто углубление в земле, яма для нагрева воды, влазня — землянка, малое сооружение или что-то, имеющее вход (дверь). Понятия же «мылить» и «омовение» сохранились и в современном языке. Правда, сейчас они никак не связаны с паром (впрочем, и в прошлые времена может быть тоже). В отличие от вышеупомянутых древнерусских названий термин «баня» заимствован из латыни: слово balneum (означающее купание) легло в основу понятия «бальнеология» (лечение водой). Слово «баня» есть во многих славянских языках (болгарском, сербско-хорватском, польском, словенском). Помимо купания оно раньше означало купол («церковь с баней» — это «церковь со сводом»). Каменный же купол имели все римские бани. Баней также называли сосуды, ванны, кувшины, пузыри (пузатые бутыли). В современной химии есть понятие «нагреть на водяной бане», что означает нагреть колбу в сосуде с горячей водой. В старорусском языке слово «банить» означало мыть, чистить водой (банить бельё, полы, посуду, ноги и т.п.). Считается, что такие слова, как bain (франц.), bagno (итал.), bath (англ.), bano (испан.), Bad (нем.), означающие ванну и купание, также произошли от одного и того же латинского слова. Так что когда-то термин «баня» понимался очень широко. Во времена крещения Руси круглогодично мыться можно было только в чёрной бане. Люди ставили на реке отапливаемую рубленую избушку, чтоб как следует в ней распариться и исхлестаться (расчесаться) веником, а потом обмыться холодной водой. Поэтому под баней русские в первую очередь понимали жаркое помещение, и этот смысл сохранился до сих пор. При интенсивном заселении русскими верховьев Оки и Волги (где обитали, в частности, древние финские племена, оттеснённые впоследствии на север) лесистый характер холодной местности определил бревенчатый тип строений для оседлой жизни (в том числе и бань), так как строить, кроме как из дерева, было не из чего. Чёрная (курная) баня представляла собой бревенчатое строение (шалаш, землянку с накатом, частокол с накатом, сруб) с дверями, иногда с дополнительным вентиляционным отверстием в стене, фронтоне или в крыше. На земляном полу разжигали костёр (очаг), обложенный камнями (валунами ледникового происхождения, имевшимися в тех краях в изобилии), желательно плоской формы, чтобы можно было перекрывать свод. Над костром на камнях (или кирпичных столбах) устанавливали или подвешивали металлический чан (чугунный котёл) с водой. При отсутствии чана использовали долбленки (корыта, колоды), берестяные туеса, бураки, кубышки, обручную посуду (лохани, бочары, шайки, ушаты, кадки), глиняные и металлические ёмкости (тазы, кувшины). Воду в них нагревали путём погружения раскалённых камней. Если ёмкости не было, делали в земляном полу углубление, которое обкладывали камнями, обмазывали глиной. Воду в таких ямах нагревали также раскалёнными камнями. В бревенчатых строениях вдоль стен устанавливали тёсаные дощатые или бревенчатые полы и полки (скамейки, лежаки). После прогорания углей помещение проветривали и закрывали дверь. Если камни очага были сильно раскалены, то воздух мог нагреться до высоких температур (до 100°С и выше). Но более реальны не столь уж высокие температуры (50-70°С) при умеренной влажности (30-70%). Это — стандартный режим чёрной бани. При таких климатических условиях легко реализовать приём, позволяющий быстро поднимать «жар». Для этого надо просто плеснуть (или, как чаще говорят, поддать) воду на камни. В чёрной бане были отработаны все известные до сих пор элементы технологии и процедуры паровой бани: потение во влажном воздухе; веники, черпаки, шайки; составы настоек трав; малосмолистые дрова — берёзовые, липовые, осиновые и т.д. Чёрная баня — простейшее, но чрезвычайно удачное техническое решение, хотя её приготовление требует опыта и мастерства, чтобы не выстудить баню при проветривании. Ею пользовались и степные народы, и русские, и чудь (финны). Делений на русскую баню и финскую сауну видимо не существовало никогда. Ценился у финнов и берёзовый веник — вихта по-фински. Племена, проживавшие до прихода русских в Верхневолжском регионе, в течение многих веков мирно уживались с русскими вперемежку, так что значительных различий в банном деле и быть не могло. Так или иначе, но чёрная баня сохранилась лишь у россиян и финнов. В Финляндии она называется дымной сауной. Сохранились в Финляндии и музейные образцы чёрных шатровых бань-чумов, изготовленных из жердей или досок (горбылей). Определить, кто же изобрёл чёрную баню (русские, финны или кто-нибудь иной), невозможно. Ясно лишь одно: чёрная баня существовала задолго до того, как на Руси появился термин «баня», а у финнов — «сауна». Основные недостатки чёрной бани — пожароопасность сооружения, грязь на полу, копоть, угарность воздуха. С XVIII века бревенчатые чёрные бани (мытные избы) вследствие пожароопаснос-ти стали интенсивно вытесняться из городов жёсткими экономическими (налоги) и чисто административными (запреты) методами. Срубы заменяли каменными постройками, очаги — печами. Так появилась русская городская каменная баня с кирпичной печью. Наиболее распространившаяся, но уже давно абсолютно устаревшая русская глинобитная (битая) печь имела массу недостатков: была массивной, имела низкий коэффициент полезного действия (КПД), холодный низ и т.д. В XIX веке с внедрением в быт чугунного литья русская печь была доработана и трансформировалась в конструкцию хорошо известной печи-каменки — основы городской белой бани. Все многочисленные разновидности печи-каменки включали обложенный кирпичом очаг (топливник) с чугунными колосниками и чугунными дверцами. Над пламенем устанавливали чугунный котёл с водой или чугунную варочную плиту. Дымовые газы выводили выше конька крыши через кирпичную трубу. С помощью кирпичной печи нагреть воздух в бане выше 50-60°С трудно (так как наружные стены печи прогреваются максимум до 70-90°С). Чтобы как следует попотеть, необходимо использовать повышенную влажность воздуха. Как и в чёрной бане, пар в белой бане традиционно получали путём поддачи воды на раскалённые камни. Каменные засыпки из огнеупорных валунов (так называемые «каменки») делали открытыми или закрытыми. Открытые каменки располагают на металлической плите над топкой печи, желательно под металлической крышкой. С дымовыми газами такая засыпка не контактирует, камни чисты от копоти, а, значит, на них можно лить воду при горящей печи. Такие каменки являются каменками непрерывного действия. Закрытые каменки размещают в расширенном участке дымовой трубы на колосниках. Камни здесь нагреваются дымовыми газами до температур более высоких, нежели в открытых каменках. Однако воду на них можно лить только после протолки печи. Такие каменки являются каменками периодического действия. Баню с каменкой периодического действия готовят очень долго. Сначала протапливают печь и дожидаются, пока не прогорят угли. После этого закрывают задвижку, отделяющую каменку от топлива (чтобы пар не ушёл в топливник), открывают дверку в каменку и плескают в неё воду с выпуском пара в дымовую трубу. Это нужно для очистки каменки от копоти и угарного газа (образующегося при контакте копоти с паром). Затем закрывают задвижку, отделяющую каменку от дымовой трубы. И лишь потом плескают водой в каменку, чтобы впустить пар в баню. В дореволюционной России белые бани на селе были крайней редкостью. Далеко не каждая семья имела возможность приобрести огнеупорный печной кирпич и печные приборы чугунного литья: колосниковые решётки, топочные дверцы, плиты, вьюшки, заслонки, задвижки и пр. Вплоть до XIX в. жилые избы и вплоть до XX в. сельские бани в России были сплошь курными (чёрными). Широкое применение чугунного литья и белой бани на селе стало возможным лишь в годы Советской власти в период индустриализации Советского Союза. Говоря о направлениях прогресса индивидуальной бани, мы должны в первую очередь проанализировать достижения наших северных соседей. Прорыв в банном деле приходится на середину XX в., когда финские фирмы предложили на рынок промышленные металлические печи: сварные из металлопроката и литые цельночугунные. В нашей стране также использовали в банях металлические печи. Особенно после Великой Отечественной войны, когда с фронта и землянок вернулось неимоверное количество «буржуек». Но все эти кустарно изготовленные «бочки с дверцей» не очень у нас прижились, так как редко позволяли получить достаточное количество горячей воды и сохранить тепло на время большой плановой помывки и стирки. Кроме того, металл был в дефиците, а сварочное оборудование населению не продавали. В Финляндии же дома в сельской местности в середине XX в. стали переводить на центральное водяное отопление, появились души и ванны, машины для стирки. В связи с этим бани стали терять функции основного средства личной гигиены. В таких условиях именно металлическая печь «спасла» в Финляндии белую сауну. Основное преимущество металлических дровяных печей — возможность нагрева контактирующих с воздухом стенок печи до высоких температур (400-800°С) и соответственно быстрый прогрев воздуха в помещении до температур 100-150°С и даже выше. При таких температурах, не достижимых при использовании кирпичных печей, можно обеспечить такие условия парения, когда никаких увлажнений воздуха не требуется. В 1960-1980 гг. металлические печи в банях Финляндии практически полностью вытеснили кирпичные печи, а затем дали жизнь новому направлению в банном деле — современной квартирной финской сухой сауне, мытьё в которой вообще не предусматривается. Основное преимущество металлических печей — это одновременно и их недостаток, поскольку по недосмотру температура воздуха в помещении может быстро достигнуть опасного уровня — температуры возможного самовоспламенения деревянных потолков. Таким образом, принятый (в частности, лидирующей финской фирмой «Харвия») путь развития финской сауны не был лишен недостатков. Использование всё более высоких температур (до 140°С) и дорогостоящих низкотеплопроводных и лишённых смолистых веществ пиломатериалов привёл к необходимости оберегать их от влаги (чтобы не гнили, не коробились, не растрескивались, не теряли быстро товарный вид). Парные кабины в квартирах и вовсе освободили от воды для мытья (и даже от воды для поддачи тоже). В конце концов, сауна из бани превратилась попросту в место скучного (по мнению многих русских) бесцельного потоотделения. Мыться же предполагалось где-то в другом помещении. Так или иначе, финны в последнее время стали разворачиваться назад в сторону более низких температур и больших влажностей воздуха, то есть в сторону прежних параметров, достигавшихся с помощью кирпичных печей.
|
Категория: Это нужно знать | Добавил: witkom (18.09.2010)
|
Просмотров: 1837
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Категории |
|
|
|
|