Меню сайта |
|
|
|
Форма входа |
|
|
|
|
Авто на водороде
Aвтомобиль давно стал неотъемлемой частью повседневного быта, и затраты на бензин составляют немалую часть семейного бюджета. Стоимость и доступность автомобильного топлива волнуют миллионы американцев и жителей других стран. Поэтому всё больше дискуссий в СМИ о завтрашнем дне автостроения и перспективных типах двигателей и топлива.
Oдно из возможных решений проблемы — использование водорода в качестве горючего. Водород — самый лёгкий и один из наиболее распространённых в природе химических элементов. Он составляет восьмую часть воды по весу. Значительное количество водорода содержится в угле, торфе, древесине, нефти, природном газе и прочих органических материалах. Над созданием автомобилей с топливными элементами на водороде работают DaimlerChrysler, General Motors, Ford, Toyota, Honda и другие ведущие автостроители (см. «Вестник» №10, 2004 г.). В Германии, Австрии, США начинают строить станции для заправки автомобилей сжатым водородом. Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценегер подписал распоряжение о строительстве к 2010 г. в штате 200 таких станций. Водород как перспективное альтернативное топливо фигурирует в предвыборных программах президента Джорджа Буша и сенатора Джона Керри. Особенно большое внимание комплексному решению проблемы создания «зелёного» автомобиля будущего уделяют в Европе. Еврокомиссия разрабатывает масштабную программу внедрения водорода и других видов альтернативного топлива. К 2020 г. водород должен составить не менее 5% потребляемого горючего.
Доля всех альтернативных видов топлива должна превысить 20%. В России в головной организации по получению и новым направлениям в промышленном применении водорода — «Институте водородной энергетики и плазменных технологий» Российского научного центра Курчатовского института совместно с рядом других организаций завершается подготовка к мелкосерийному испытательному выпуску электрохимических установок для автобусов и легковых автомобилей и ведётся форсированный поиск путей снижения их стоимости. Однако, многие специалисты выражают сомнения в перспективности водорода как автомобильного топлива. Интересные соображения об экономической нецелесообразности производства водорода для применения на транспорте вместо бензина высказал к.т.н. Александр Мишулович в письме, опубликованном в «Вестнике» №13 за 2004 г. Технические, экономические и организационные проблемы, требующие больших инвестиций для своего решения порождают неуверенность в возможности массового применения водорода в автостроении и у ряда американских экспертов.
Есть иные альтернативные виды топлива со своими достоинствами и недостатками, например, природный газ, биотопливо, синтетические диметиловый эфир и этиловый спирт («Вестник» №26, 2003 г.). Я полагаю, что, скорее всего, через 15-20 лет будут сосуществовать разные типы двигателей, как сейчас наряду с поршневым применяется дизель. У каждого типа двигателя и топлива будет свой сектор рынка легковых и грузовых автомобилей и автобусов с оптимальным сочетанием технических характеристик и стоимости при весьма малом или полном отсутствии вредных выбросов. Наилучшее решение с точки зрения защиты окружающей среды и экономики и определит победителя. Для автобусов и др. видов общественного транспорта это может быть одно решение, для городского автомобиля — другое, для внедорожников — третье.
К 2020 г. в США, как в Европе и Японии, следует ожидать значительное сокращение удельного потребления бензина, в первую очередь — за счёт массовой эксплуатации машин с гибридными агрегатами (двигатель внутреннего сгорания и электромотор). Формирование перспективной структуры автопарка — длительный многофакторный процесс.
Журнал Motor Trend недавно провёл дискуссию по топливным элементам и водороду как автомобильному топливу. Американские специалисты высказались за и против. Данная статья, подготовленная на основе анализа материалов этой дискуссии и некоторых других публикаций, приглашает читателей «Вестника» высказать свои соображения об автомобиле будущего Справка получение водорода - Самый простой способ получения чистого водорода (без одновременного образования углекислого газа) — электролиз воды. Основной недостаток процесса — большой расход электроэнергии. Поэтому в США почти все 9 млн. тн. производимого ежегодно водорода получают преобразованием природного газа метана при воздействии воды при 800-1000 град. Цельсия в присутствии никелевых катализаторов. Необходимое тепло получают сжиганием того же метана. Главный недостаток процесса — образование углекислого газа, нежелательного из-за его влияния на парниковый эффект. Необходимо параллельное химическое производство для связывания углекислоты в какой-либо практически полезный продукт. При значительном росте потребности в водороде в промышленном масштабе могут быть реализованы другие процессы, например, каталитическое разложение воды под действием солнечной энергии в регионах с большим числом солнечных дней в году или каталитическое расщепление метана и других низкомолекулярных углеводородов, образующихся при термической обработке (газификации) угля. Московский институт водородной энергетики и плазменных технологий с 1992 г. работаeт над созданием экoномичной промышленной технологии получения водорода из воды при 800 град. Цельсия в специализированном ядерном реакторе. Учёные Калифорнийского университета (г. Беркли) нашли способ стимуляции выделения водорода некоторыми видами водорослей, живущих в прудах и озёрах.
|
Категория: Авто мото | Добавил: witkom (21.10.2010)
|
Просмотров: 3628
| Рейтинг: 1.0/1 |
|
|
Категории |
|
|
|
|