При создании экологически чистого автомобиля в ХНАДУ за базовое транспортное средство был выбран отечественный автомобиль ЗАЗ-110550 с типом кузова «пикап». Выбор грузопассажирского варианта кузова автомобиля связано с тем, что в кузове удобно располагать дополнительное оборудование и измерительную аппаратуру.
Согласно выработанной концепции создания гибридной силовой установки, конструкция первого варианта автомобиля ХНАДУ состоит из следующих основных компонентов: блок аккумуляторных батарей, тяговый электродвигатель постоянного тока (ДПТ) с приводом на задние колеса, генераторная установка, система управления и контроля, устройство отображения информации (монитор компьютера).
Система управления и контроля диагностирует состояние гибридной силовой установки, управляет режимами работы электрических двигателей и ДВС в зависимости от показаний датчиков, производит соответствующие рекомендации водителю по управлению транспортного средства, которые отображаются на мониторе. На мониторе отображаются текущие режимы движения транспортного средства и другие параметры автомобиля (режим движения транспортного средства, состояние аккумуляторной батареи и ДВС, текущая и полная расход топлива, пройденное расстояние и т.п.).
В первом варианте гибридной силовой установки автомобиля ХНАДУ в качестве аккумуляторов используются обычные автомобильные свинцово-кислотные аккумуляторы емкостью 100 А*ч каждая. Для повышения относительной напряжения питания и емкости включены они последовательно-параллельно. Также для повышения мощностных и массо-габаритных характеристик блока аккумуляторных батарей параллельно аккумуляторам подключен импульсный конденсатор с большой емкостью IKE 40-28.
Конденсатор большой емкости IKE 40-28 используется для облегчения пуска ДВС большегрузных автомобилей в тяжелых условиях использования (например, при сильных морозах или при разряженной аккумуляторной батарее). В нашем случае конденсатор позволяет при пуске ГНС снизить начальный ток аккумуляторных батареи, тем самым увеличить срок их службы в несколько раз. Кроме того, конденсатор, как быстро отдает накопленную энергию, так быстро ее и поглощает (в отличии от аккумуляторной батареи), что позволяет наиболее эффективно использовать рекуперативную энергию торможения автомобиля
Аккумуляторные батареи, конденсатор и блок управления силовой частью располагаются в салоне автомобиля ЗАЗ-110550 с сиденьем водителя и пассажира.
Согласно разработанному алгоритму, автомобиль до скорости 30 км / ч совершает движение на электротяге. При дальнейшем увеличению скорости, или разрядке блока аккумуляторных батареи принудительно включается ДВС, а электродвигатель автоматически отключается. При этом идет заряд аккумуляторных батареи и конденсатора. При нажатии на педаль тормоза автоматически отключается ДВС. Далее алгоритм повторяется.
|