Водометный движитель бронетранспортера состоит из корпуса 8, приемного патрубка 2, рабочего колеса, редуктора 6, заднего патрубка, труб 1 и 13 заднего хода, заслонок 14 с механизмом 11 привода заслонок и картера рабочего колеса, изготовленного за одно целое с корпусом движителя.
Корпус водометного движителя отлит из алюминиевого сплава. Он является направляющей трубой для выбрасываемой движителем воды и одновременно картером для вала рабочего колеса. Нижней частью корпус движителя крепится болтами к приемному патрубку 2, приваренному к днищу корпуса бронетранспортера, а верхней частью —к заднему патрубку, приваренному к вертикальному кормовому листу 17 корпуса машины. Для предотвращения просачивания воды из корпуса движителя в корпус бронетранспортера стык приемного патрубка с корпусом водомета (132) уплотняется с помощью паронитовой прокладки, а стык заднего патрубка 5 с корпусом машины — резиновой прокладкой и сальниковым уплотнением, состоящим из стального фланца и резиновой манжеты.
В приемном патрубке устанавливается предохранительная решетка 13, которая предотвращает попадание с потоком воды к рабочему колесу крупных посторонних предметов. В корпусе водометного движителя выполнен картер 11, внутри которого устанавливается стальной вал 9 рабочего колеса. Вал вращается в бронзовой втулке 10 и двух шариковых подшипниках, установленных в редукторе. На валу с одного конца на шпонке установлено рабочее колесо 6. На другом конце вала, проходящем через горловину картера водометного движителя, на шлицах установлена ведомая шестерня редуктора.
Рабочее колесо изготовлено из латуни. Оно имеет четыре лопасти 8 и вращается в левую сторону. Для уменьшения сопротивления проходящему потоку воды ступица рабочего колеса имеет обтекатель 7, который крепится к валу рабочего колеса.
Картер водометного движителя для предотвращения попадания внутрь него воды и вытекания смазки уплотнен двумя самоподжимными манжетами со стороны рабочего колеса и одной самоподжимной манжетой, установленной внутри горловины картера.
Редуктор водометного движителя служит для передачи крутящего момента от двух двигателей на рабочее колесо. Передача крутящего момента на вал рабочего колеса осуществляется от коробок передач через коробки отбора мощности и карданные валы. Редуктор крепится к фланцу горловины картера движителя с помощью шпилек. Он состоит из корпуса, двух валов 7, на шлицах которых посажены ведущие шестерни, ведомой шестерни, сидящей на шлицах вала 9 рабочего колеса 6 и крышки. При работе двигателей вращение передается через карданные валы на валы редуктора, а с них — через ведущие шестерни на ведомую, находящуюся с ними в постоянном зацеплении, и на вал рабочего колеса.
Корпус редуктора и картер водометного, движителя имеют по два закрываемых пробками отверстия. В верхнее масло заливается, а из нижнего сливается.
Задний патрубок 5 водометного движителя закрывается двумя заслонками.
Включение водометного движителя осуществляется рычагом, расположенным у сиденья водителя. Для получения переднего хода бронетранспортера рычаг необходимо перевести в заднее положение. Заслонки водометного движителя при этом должны быть открыты. Переводом рычага в переднее положение получают обратное вращение рабочего колеса. В этом случае поток воды, меняя направление, будет выбрасываться под днище и очищать решетку от водорослей.
При закрытых заслонках водометного движителя на плаву и заднем положении рычага вода, отбрасываемая рабочим колесом, направляется по трубам заднего хода, и машина движется задним ходом. На машинах первых выпусков кран имел еще штуцер с торца гайки 14 для слива жидкости. Спонсор статьи предлагает запчасти toyota и запчасти исузу.
|