Сегодня эти слова на слуху даже у тех, кто не занимается бизнесом - мелькают на страницах печатных изданий, звучат по радио и телевидению. Одним словом, они прочно вошли в наш лексикон. А раз так, то попробуем разобраться в их точном значении и в различии между ними, так как знание терминологии – одна из слагаемых успеха. Начнем со слова тендер, которое так быстро прижилось в нашей речи, что начинает вытеснять исконно русские выражения – торги, закупки. Между тем, тендер как юридическое понятие отсутствует в официальной документации, но вот в неофициальном общении приобретает все большую популярность. Учитывая это обстоятельство, в тексте статьи будут на равных употребляться все термины, относящиеся к рассматриваемой теме, так как, по сути, все они обозначают одно понятие. Тендерные торги в России - прерогатива государства, хотя на сегодняшний день нередко заказчиками тендеров выступают и коммерческие структуры. Очевидно, что желающих получить от государства заказ на свои товары (услуги) очень много. Каким же должен быть механизм действия таких торгов, чтобы принести максимальную пользу государству – поставить наиболее качественный товар или услугу за адекватную цену? Понятно, что в законе, регламентирующем проведение тендерных госзакупок, очень четко должны быть прописаны все процедурные тонкости его действия, исключающие любую возможность двойного толкования. Будем честны: все вышесказанное возможно в идеале. В реальной жизни, к сожалению, действуют не всегда идеальные законы. Не является таковым и федеральный закон о госзакупках – так называемый закон N 94–ФЗ. Об этом свидетельствует уже даже то количество поправок и дополнений, которые были внесены в этот документ после его вступления в силу. Коротко о том, что же происходит во время проведения тендерных торгов. Их участники (позволим себе выразиться при помощи спортивной терминологии) соревнуются между собой за право подписать с заказчиком договор на поставку своих товаров, услуг и т.д. В соответствии с упомянутым законом, который регулирует тендерную политику государства, на территории Российской Федерации могут проводиться следующие виды тендерных торгов: - открытые торги - закрытые торги - двухэтапные торги - запросы котировок - безальтернативные закупки (или – закупки у единственного источника) Открытые торги предполагают участие всех правомочных производителей товаров или услуг, на поставку которых объявлен тендер. Разумеется, для участия в конкурсе надо подготовить необходимую документацию и выполнить все другие требования тендерной комиссии. Закрытые торги проводятся, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о товарах и услугах, касающихся обороноспособности страны и ее безопасности. Порядок привлечения поставщиков отличается от открытых торгов. Стать участником такого тендера могут только те, кто получил приглашение от тендерного комитета. Двухэтапные торги предполагают – это вытекает из названия – проведение конкурса в два тура. Как правило, необходимость в подобных торгах возникает в тех случаях, когда речь идет о специфических видах товаров (услуг) и заказчику сложно определиться с выбором поставщика. Двухэтапные торги проводятся как в открытом, так и в закрытом режиме. Запросы котировок (если сказать попроще, то это запрос о цене) должны быть разосланы, как минимум, трем участникам тендера, каждый из которых имеет право выставить только одну цену. Обычно запросы котировок практикуются при не очень больших суммах закупок. Безальтернативные закупки (закупки у единственного источника) также предполагают небольшой объем. В противном случае, необходимо получить специальное разрешение от государственных контролирующих организаций. Участие в торгах требует от поставщика сил, времени и материальных затрат. Многие производители товаров и услуг считают, что тендерные госзакупки в России, проводятся не всегда честно и открыто. Подобные случаи действительно имеют место, но нельзя не признать, что государство в лице структур, отвечающих за соблюдение тендерного законодательства, старается усовершенствовать федеральный закон и защитить права поставщиков. Если вы читаете эту статью, то вас, конечно же, интересует расширение вашего бизнеса, поиск новых партнеров, получение выгодных заказов как от государства, так и от коммерческих структур. Одним из путей достижения этих целей являются тендерные торги. Как гласит народная мудрость, время – деньги. Для того чтобы не тратить свое время на поиски подходящих тендеров, доверьте это дело профессионалам, которые отслеживают все подобные мероприятия и имеют широчайшие базы данных. Вы сможете получить наиболее полную информацию об интересующих вас торгах, помощь в подготовке необходимой документации. А информированность и подготовленность – прямой путь к успеху! Источник: Тендеры. Госзакупки. Госзаказ
|