Меню сайта |
|
|
|
Форма входа |
|
|
|
|
Феномен Si El.
В своих Правилах успеха Стив Джобс отмечает: «Ищи возможности для большого прорыва». Одним из способов искать эти возможности может быть такой: проанализировать уже состоявшиеся большие прорывы; выявить закономерности, которые являются общими для них; применить эти закономерности к конкретной задаче с учетом современных условий. Вот как это может выглядеть на практике.
Джон Рокфеллер первым понял, что бизнес выгоднее делать не на добыче нефти, а на ее переработке. И стал самым богатым человеком в истории цивилизации.
Билл Гейтс первым понял, что бизнес выгоднее строить не на производстве компьютеров, а на разработке программного обеспечения для них. И тоже стал самым богатым человеком своего времени.
Не кажется ли вам, что Гейтс понял и сделал (почти чрез сто лет) то же самое, что и Рокфеллер, только применительно к условиям своего времени?
Еще один пример. Одним из самых больших прорывов в мире бизнеса можно считать применение в 1913 году Генри Фордом конвейера для сборки автомобилей.
Сама по себе идея конвейера не была новой. Известно, что еще до Форда таким способом обрабатывались туши на бойнях в Чикаго. А еще в 1776 году Адам Смит описал прообраз конвейера на примере булавочной мануфактуры. За 137 лет до Форда он показал, что если какой-то процесс разделить на несколько отдельных операций и каждую операцию будут выполнять разные люди, то эффективность труда может вырасти многократно (иногда в десятки и сотни раз).
Заслуга Форда в том, что он применил известную и доказавшую свою успешность идею Адама Смита к новым условиям зарождавшегося тогда Промышленного века. Впервые примененная Фордом система организации массово-поточного производства изменила облик современного мира, а сам Форд был признан лучшим бизнесменом 20 века.
Теперь зададимся вопросом: если идея конвейера, примененная Фордом к новым условиям Промышленного века, дала столь хорошие результаты, то нельзя ли попробовать применить ее к условиям нашего Информационного века (подобно тому, как Билл Гейтс применил подход Джона Рокфеллера)?
На первый взгляд, идея конвейера у нас и так хорошо используется. Действительно, при создании нового продукта сначала маркетологи исследуют предпочтения рынка, потом дизайнеры создают новую модель, затем рабочие производят товары и т. д.
Давайте рассмотрим наглядный пример, показывающий, что такой подход может давать сбои и потому нуждается в качественном улучшении.
Так получилось, что люди изобрели телевидение, компьютер, атомную бомбу и даже слетали на Луну раньше, чем догадались добавить к обычному дорожному чемодану ролики.
Этот случай говорит о том, что производители чемоданов (маркетологи, дизайнеры и т. п.) очень долго не видели очевидной рыночной возможности, а их клиенты не могли удовлетворить очень актуальную потребность – не носить багаж на весу, а просто катить его.
Обратите внимание на следующие особенности:
1) проблема, которую решило это усовершенствование, существовала давно, но долгое время оставалась незамеченной;
2) технические возможности для реализации этого усовершенствования тоже существовали давно;
3) это усовершенствование было реализовано путем добавления к уже существующему товару некоторого относительно дешевого и простого элемента;
4) этот простой элемент имел другое (по сравнению с исходным товаром) функциональное назначение;
5) конструкция исходного товара изменилась незначительно (сам чемодан остался практически таким же).
6) способ использования товара изменился существенно, став явно более простым и удобным.
Назовем термином Si El (от Simple Element) усовершенствование особого рода, которое удовлетворяет этим шести (о седьмом будет сказано ниже) особенностям. Можно сказать и так. Si El – это то, что заставляет человека подумать: «Надо же, как просто! И почему же никто не догадался сделать это раньше?»
История показывает, что люди с самых древних времен создавали и создают усовершенствования типа Si El.
Вот некоторые конкретные примеры:
Добавление палки к заостренному камню привело к созданию каменного топора – одному из первых орудий, которое сделало человека человеком.
Добавив олово к меди, люди получили бронзу. Бронзовые ножи, мечи, топоры и т. п. были острее и прочнее медных. Это изобретение было настолько важным в развитии цивилизации, что целая эпоха была названа «Бронзовым веком».
После оснащения парусников килем они получили возможность плавать против ветра. Изобретение киля помогло Колумбу открыть Америку, а Магеллану – совершить первое кругосветное путешествие.
К пенсне добавили заушные дужки и получились современные очки.
К карманным часам добавили ремешок и получились наручные часы.
К сигаретам добавили фильтр.
Добавление к обычной сковородке тефлонового покрытия привело к появлению уникальной кухонной посуды, которую легче мыть и в которой пищу можно готовить без масла.
Добавление к обычному будильнику датчика, следящего за сменой быстрой и медленной фаз сна, позволило подавать будящий сигнал в наиболее благоприятный для пробуждения момент времени (изобретение СССР № 1471171). В результате человек спит меньше, а высыпается лучше. Сегодня во многих странах топ продаж App Store возглавляет мобильное приложение SleepCycle, в основу которого положена эта идея.
Обратите внимание – все примеры обладают особенностями Si El.
Опыт показывает, что товары Si El становятся не просто успешными. Они захватывают весь возможный рынок на очень долгое время (это седьмая особенность Si El). Наручными часами и современными очками люди пользуются уже десятки лет. Вот еще один яркий пример: конструкция рыболовного крючка, к которому добавили шип, не позволяющий рыбе соскочить с него, остается неизменной уже несколько тысяч лет.
Как видите, люди с незапамятных времен использовали метод Si El, но раньше они делали это интуитивно, случайно. И в наше время дизайнеры создают тысячи новых продуктов, но только малая часть их удовлетворяет особенностям Si El.
В условиях Информационного века требования к конвейеру изменились. Каждый товар имеет как материальную, так и нематериальную (интеллектуальную, идейную составляющие). Во время Промышленного века в большинстве товаров преобладала материальная составляющая. В эпоху Информационного века все большее значение приобретает интеллектуальная, идейная компонента.
К сожалению, в наше время многие люди продолжают смотреть на идеи с позиции вчерашнего дня: «голая идея не имеет никакой ценности», «цена идеи – два цента за дюжину», «у меня своих идей хоть отбавляй» и т. п.
Да, «голую идею» нельзя использовать как готовое изделие. Но ведь назначение идеи в другом. Образно говоря, идеи – это семена, из которых может вырасти урожай, а не готовая булка с вареньем. Однако то, что вырастет, напрямую зависит от того, какие семена были посеяны. Никакой Мичурин не сможет из семян огурца вырастить яблоню.
Точно так же: то, что вы получите на рынке, напрямую зависит от того, какая идея была заложена в продукт изначально.
Концепция Si El позволяет адаптировать идею конвейера к условиям Информационного века, переместив акцент при создании любого товара с его материальной составляющей на интеллектуальную.
Любой поиск значительно облегчается, если вы знаете признаки и особенности того, что вы ищете (и если вы знаете, что это на свете есть).
Если вы будете знать, что феномен Si El существует, что практически любой товар можно усовершенствовать так, чтобы он стал обладать перечисленными выше семью особенностями Si El, то ваш поиск будет целенаправленным и осознанным.
Если вы изначально будете нацелены только на поиск усовершенствований типа Si El, то вас не будут удовлетворять другие решения. Вы будете продолжать поиски до тех пор, пока не достигнете нужного результата. Да, это потребует больше денег и времени (это и есть смещение акцента с материальной составляющей на интеллектуальную). Но в результате на рынке будет появляться все больше товаров (и услуг) Si El и все меньше товаров-однодневок. Доля товаров Si El будет постоянно увеличиваться. Они станут такими же массовыми, как благодаря Форду автомобиль стал массовым товаром.
Это и будет означать применение идеи конвейера к условиям Информационного века. Процесс создания нового товара или услуги будет (как и раньше) разделен на ряд отдельных операций, но ключевой будет новая дополнительная операция – операция по разработке Si El. Востребованной станет новая профессия – «Разработчик Si El».
Закончим еще одним Правилом успеха Стива Джобса: «Если существует более передовая технология, используй ее, не обращая внимания на то, что никто ее еще не начал использовать».
На заметку: Юольшой ассортимент качественной Металлочерепица в Харькове скидки и спец предложения на сайте компании dvs.kh.ua
|
Категория: Очерки, интервью | Добавил: witkom (24.06.2012)
| Автор: Шамиль Сабитов
|
Просмотров: 802
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Категории |
|
|
|
|