Меню сайта |
|
|
|
Форма входа |
|
|
|
|
Как изобретали швейную машину?
В центре Вены, на Карлсплац, посреди зеленого скверика стоит бронзовый бюст, тоже изрядно позеленевший. Бюст поставлен в память Йозефа Мадершпергера (Josef Madersperger) (1768–1850), изобретателя швейной машинки.
Надпись на этом памятнике удивила меня, так же как и даты, свидетельствующие о том, что швейная машинка была изобретена во времена Наполеона. А если учесть, что имя Мадершпергера было мне не известно, в голову закралась мысль, что Австрия, вроде давнишнего Советского Союза, устроила в свое время битву за приоритеты в науке и технике. А дошлые историки отыскали в архивах забытого изобретателя, который всем говорил, что хочет изобрести швейную машину, и у которого дальше эскизов и чертежей дело не пошло.
Но оказалось, что дело обстояло и сложнее, и интереснее. Процесс создания швейной машинки был отчасти похож на процесс изобретения самолета, у которого, строго говоря, нет одного-единственного изобретателя. Те же братья Райт – не первые и не последние в целой шеренге героев-первооткрывателей и смельчаков-испытателей из разных стран.
Точно так же среди тех, кто пытался механизировать труд портных – изобретатели и механики из самых разных стран. Первым в этом строю стоит Чарльз Вейсенталь (Charles Weisenthal). Фамилия сразу же выдает в нем немца Карла Вайзенталя, эмигрировавшего из Германии в Великобританию. В 1755 году он получил британский патент на необычную иглу. У иглы этой было два острых конца, а ушко для нитки находилось посередине. Такую иглу можно было бы использовать для шитья с помощью специального механизма. Сам же этот механизм, скорее всего, так построен и не был.
В 1790 году англичанин Томас Сент (Thomas Saint) получил патент на первую в мире швейную машину. Сама машина не сохранилась, но по дошедшим до нашего времени чертежам смогли собрать ее модель. Машина эта сшивала ткань или кожу. Судя по всему, ее как раз и использовали для пошива сапог. Иглы в машине не было, дырки проделывались специальным шилом. Через них вручную протаскивалась нитка. Затем ткань или кожа сдвигались (опять-таки вручную) вперед на длину стежка. Снова делалась дырка, нитка на этот раз пропускалась снизу вверх.
Я не для красного словца сравнил изобретение швейной машинки с изобретением самолета. Еще на заре авиации стало ясно, что не следует копировать крылья птиц и создавать махолеты. Точно так же изобретатели швейных машин постепенно стали понимать, что их изобретение не должно копировать действия человека-портного. Уже упомянутый Йозеф Мадершпергер, которого австрийцы почитают как изобретателя швейной машины, всю жизнь и все свои средства положил на создание, пожалуй, самого сложного «механического портного». В 1815 году он подал патент на швейную машину, а затем бОльшую часть своей жизни занимался ее совершенствованием. В 1841 году опытный экземпляр этого агрегата был представлен на промышленной выставке и получил там бронзовую медаль. Этим дело и кончилось. Единственный экземпляр швейной машины Й. Мадершпрегера находится нынче в Венском техническом музее. И, кстати, в рабочем состоянии!
Одна из любимых баек патентоведов – история о том, что изобретатель швейной машины И. Зингер запатентовал не саму машину, а швейную иголку с отверстием для нитки у острого конца, и уж этот патент никто не смог обойти. Эта байка весьма далека от реальности. Не И. Зингер изобрел иглу, которая до сих пор «трудится» в швейных машинах, а Йозеф Мадершпрегер. Он первый использовал такую иголку в своем «механическом портном».
Приблизительно в то же время француз Бартелеми Тимонье (Barthelemy Thimonnier) (1793–1857) построил первую в мире действующую швейную машину, и не одну. Тимонье предполагал получить правительственный заказ на пошив военной формы. По его мнению, для такого массового производства стоило оборудовать «механическими портными» специальную мастерскую. Машина Тимонье была сделана из дерева и использовала специальную иголку с крючком на конце. Иголка прокалывала ткань, крючком захватывала нить и протаскивала ее через сделанное уже отверстие на другую сторону ткани, образуя петлю. Через эту петлю проходила следующая, фиксируя таким образом, предыдущий стежок. Машина Тимонье считается первой действующей швейной машиной. Самолет наконец-то оторвался от земли! Но... Прослышав об изобретении Тимонье, соседи-портные, боясь потерять свой заработок, сожгли мастерскую со всеми установленными в ней машинами.
В 1834 году свою швейную машину спроектировал американский изобретатель Уолтер Хант (Walter Hunt) (1796–1859). Фактически здесь уже были все узлы современной швейной машины: специальная игла с ушком у острия, две шпули с нитками, находящиеся по разные стороны от сшиваемых кусков ткани, и челночный механизм, фиксирующий стежок, протаскивая вторую нить через петлю сделанную из первой нити.
Хант запатентовал свое изобретение, но так и не создал действующую швейную машину. Почему? Он боялся, что такая машина лишит работы множество женщин-швеек. Безработица! Социальные потрясения! Проклятия изобретателю как главному виновнику всех бед! Оно ему нужно?
Тем более что в голове Ханта идеи буквально роились. Он оказался одним из первых изобретателей автоматического оружия, придумав механизм перезаряжания для винтовки Винчестера. А еще в 1849 году он придумал английскую булавку, которой мы пользуемся до сих пор. Почему же булавка «английская», а не «американская»? Да потому что англичанин Чарльз Роули (Charles Rowley) обогнал Ханта, запатентовав в Англии его изобретение под своим именем.
Запреты и самозапреты в науке и технике бессмыслены и бесполезны. Всего через 10 лет после Ханта, в 1844 году, другой американец, Элиас Хоу (Elias Howe) (1819–1867), запатентовал и изготовил швейную машину, делавшую двойную строчку со скоростью 300 стежков в минуту. С такой скоростью ни один портной работать не мог бы.
Казалось бы, теперь можно начинать выпуск швейных машин и ожидать, что покупатели повалят за новинкой валом. Ничего подобного не произошло. Портные приглядывались, вздыхали, чесали затылки но 100 долларов – изрядные в то время деньги – выкладывать не желали. В растройстве чувств изобретатель покинул США и уехал в Великобританию.
Когда через несколько лет он вернулся, его ожидал неприятный сюрприз. Некто Исаак Мерритт Зингер (Isaac Merritt Singer) (1811–1875) уже успешно продавал швейные машины собственной, как он утверждал, конструкции. Между тем, Хоу увидел, что в машине Зингера использованы все его изобретения. Технические новшества Зингера состояли в том, что он снабдил швейную машину Хоу столиком, «лапкой», которая прижимала материал к рабочей поверхности, и ножным приводом, благодаря которому швея могла работать обеими руками. Кроме того, в своей машине Зингер использовал иголку с ушком у острия, которой не было в машине Хоу.
В 1854 году Элиас Хоу подал в суд на компанию И. Зингера и выиграл тяжбу. С каждой проданной швейной машины компания Зингера должна была перечислять ему 25 долларов.
Впрочем, это не помешало И. Зингеру и его компаньону стать миллионерами. А швейная машинка, вопреки страхам Уолтера Ханта, дала многим тысячам человек достойный заработок, а миллионам – дешевую и качественную одежду.
На заметку: Разница между двумя мегаполисами и странами - жизнь в тайланде и России, Москве и Бангкоке, подробности и анализ на сайте imcool.ru
|
Категория: Очерки, интервью | Добавил: witkom (07.08.2012)
| Автор: Марк Блау
|
Просмотров: 3958
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Категории |
|
|
|
|