Меню сайта |
|
|
|
Форма входа |
|
|
|
|
Музыка романтизма
Почему одно направление приходит на смену другому – пытаются объяснить. Но до конца понять, почему поменялось отношение к миру, к себе, как частице мира – все же очень трудно. Почему восприятие человека в разных эпохах так сильно меняется – для меня остается некоторой загадкой.
Естественно, романтизм как направление был широко представлен в литературе и во всех видах искусства. Перечислять фамилии нет никакой возможности, просто хотя бы вспомним, что огромная часть мировой великой литературы принадлежит именно романтической эпохе.
То, что относится к литературе или живописи, относится и к музыке. Это никто не придумывал и даже особо не декларировал (за исключением ранних немецких романтиков). Просто появилось особое мироощущение.
Туманность, неопределенность, «невещизм», непосредственность, своеволие, мечтательность, приблизительность – одновременно черты и образы романтизма. Характерна тема путешествий (странствий), да и просто тема дороги – с ее бесконечностью. Сама жизнь могла рассматриваться как путешествие.
Романтики очень любили всякие открытия – нового, часто неожиданного. При этом прошлое романтики ценили и любили. Романтики часто открывали новое в старом. У них же обнаруживается интерес к фантастическим образам. Воображаемый мир становится нужен как уход от «враждебной действительности». Интуиция, воображение, сам творческий процесс становятся ценностями – в противовес строго рациональному восприятию мира.
Главный интерес для романтиков – Личность. С этим интересом связана вера в творчество, творческие силы и в возможность что-то изменить. Отсюда невероятная виртуозность романтиков. «Демонизм» Паганини, сводящая с ума публику игра Листа, или то, как Шуман придумал механический аппарат для развития гибкости пальцев (и повредил руку) – все это явления одного порядка. Творчество не знает границ, возможности человека – тоже.
Романтики очень ценили красоту во всех ее проявлениях. То самое прекрасное, которое они видели или представляли себе – становилось идеалом и необходимостью. Чувственности тоже были возвращены все права на существование. Любовь к женщине – одна из главных тем романтизма.
Хотя романтизм и родился в Германии, удивительно быстро всколыхнулась вся Европа, уже не только Западная, но и Восточная. Именно романтизму человечество обязано существованием разных школ. Это так и называется: становление национальных школ во всех странах. Польша дала миру Шопена, Венгрия – Листа, Чехия – Сметану и Дворжака, Норвегия – Грига, Финляндия – Сибелиуса и так далее (естественно, не все страны тогда существовали, поэтому понимать нужно как «чешская земля», «венгерская земля»). В полный музыкальный голос заговорит Россия. Придет пора и для Испании.
Одновременно с этим естественным образом вспыхнул интерес к народной культуре. Все слышимое ушами тут же претворялось в творчестве. Фольклор – песни, танцы, легенды – перерабатывается, оттуда берутся темы, сюжеты, интонации. К середине XX века останется только обратиться к так называемой «этнической музыке», то есть к традициям других, дальних стран.
У романтиков особую ценность приобретает песня (в России – романс). Появляются новые танцы – мазурки, полонезы, вальсы.
Романтизм принято «отсчитывать» от начала XIX века до начала XX. Но, конечно, и эти границы можно рассматривать как условные. У каждой страны есть свои особенности. Никакой здесь «обязаловки» нет, это естественные процессы. К тому же в XIX веке случились и другие явления (импрессионизм и так далее).
Часто можно встретить выражение «контр-просвещение». Безусловно, это никак не значит, что вдруг все писатели, художники и музыканты отреклись от веры в человеческий разум. Нет, романтики весьма трепетно относились к познанию, но само это познание приобретало романтический оттенок: ведь самопознание так же важно, как и познание. Дух не менее важен, чем разум. Индивидуальность важнее социума. Свобода важнее необходимости. О ценности душевных переживаний так ярко заговорили впервые.
Но внутренний мир человека достаточно противоречив. И, конечно же, сразу обнаружился разлад, не только с внешним миром, но и с самим собой. Где-то я встретила показавшееся мне удачным определение (автора не помню): барокко – это проповедь, романтизм – это исповедь. Так они и «раскинуты» в стороны от стройного и упорядоченного классицизма. В искусстве барокко человек обращался к человеку (проповедовал) с чем-то глобально важным, в романтизме человек обращается к миру, заявляя ему, что мельчайшие переживания его души не менее важны, чем всё остальное. И здесь не только право на индивидуальное чувство, но и право на поступок.
При этом ранние романтики ценили иронию – как противовес «серьезности» предыдущей эпохи. Ирония могла перерасти в гротеск (сказки Гофмана, картины Фюссли и так далее). Но в музыке – важнее внутренние переживания. Все нужно пережить и прочувствовать. И в отношении чувств – тончайшая нюансировка. Но эта «детализация» чувств не мешала проявлению мощных, ярких, глубоких чувств и страстей.
Отсюда у романтиков особое отношение к природе. Природа одухотворена, но не менее интересны переживания человека на фоне природы. В природе ценен не только изначальный порядок, но и хаос, бурление – ведь они тоже символы свободы («дикость лесов», «говор валов» – как у Батюшкова). Если море – то это бушующее море, если горы – то это грозные горы, если лес – то загадочный.
Отсюда у романтиков особое отношение к обществу – зачастую бунтарское (Шуман). Идея свободы романтикам исключительно близка. В том числе – свободы творчества.
Но свобода часто сопряжена с одиночеством и непонятостью. От этого – еще большее противопоставление себя обществу. Общество всегда консервативно, оно и должно таким быть, потому что из чувства самосохранения блюдет статус кво. Соответственно, общество можно объявить косным, отсюда частый конфликт и разлады с действительностью. Ее нужно или принять, как фатальность, или бороться.
Культ детства – тоже от романтиков. Это уже не «маленькие взрослые» предыдущей эпохи во «взрослых» камзолах и даже в паричках. Более того – с маленькой шпагой под мышкой (вспомним портрет маленького Моцарта!). Здесь уже самые что ни на есть дети из «детского детства», из гущи жизни. На картинах – дети в движении, совсем не парадные и не «обобщенные», это дети из жизни, со своими характерными чертами и бездонными глазами. В литературе дети становятся героями. Даже в музыке появилась «музыка о детях» – не учебно-дидактическая литература, а именно одухотворенная музыка о детях и детском восприятии мира.
Романтизм – явление сложное, неоднородное. И о конкретных гениальных представителях своей эпохи – от Италии до России – нужно говорить отдельно.
На заметку: Прокат автомобилей в Берлине - www.mosintour.ru/default.asp?Id=948, цены и советы на данном ресурсе.
|
Категория: Очерки, интервью | Добавил: witkom (14.11.2011)
|
Просмотров: 845
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Категории |
|
|
|
|