В конце 70-х в японской архитектуре возникла новая интересная тенденция, имеющая прежде всего социальную окрашенность. Она воплощается в деятельности архитектурного ателье «Д: («Слон»), которое было создано в 1971 г. В ателье входят пять молодых японских архитекторов: Коити Отакэ, Цутому Сигэмура, Рэйко Томе Хирояма Хигути, Киния Маруяма.
В работе этой группы нашло отражение новое в современной архитектуре направление, называемое «партиципацией» (от англ. particition - соучастие) и представляющее собой довольно любопытное явление. Применительно к архитектуре оно означает привлечение населения, то есть, самого потребителя, к решению градостроительных и архитектурных дач. Сторонники партиципации проповедуют, что разрыв, образовавшийся между архитектором и клиентом в результате принудительного навязывания архитектурных догм, может быть преодолен путем установления непосредственного творческого контакта между ними.
Ателье «Дзо» в своей работе пытается учесть все многообразие вкусов заказчиков и реализовать их на практике. Для этого были предприняты определенные шаги: совместно с потребителями архитекторы провели работу по созданию урбанистической планировочной программы.
Ателье занимается в основном проектированием индивидуальных жилых домов. Архитекторы этой группы пытаются восполнить бедность и неприглядность современных, безликих сооружений за счет введения вернакулярных (от англ. vernacular - местный, туземный) элементов, которые они рассматривают как живительный источник, способный вернуть архитектуре расположение заказчиков, этакий элемент упрощенного ритуала. В гибком применении арсенала традиционных средств они усматривают возможность как воплощения эстетических идей архитекторов, так и удовлетворения индивидуальных вкусов заказчиков.
В отличие от архитекторов из ателье «Дзо» уже довольно известные японские архитекторы постметаболизма Такэфуми Аида (род. в 1937 г., окончил университет Васэда в 1960 г.) и Монта Модзуна (род. в 1941 г., окончил университет Кобэ в 1966 г.) равнодушны к социальным проблемам своего времени, хотя, несомненно, само стремление отгородиться от современности есть также определенная социальная позиция. Стилистически их архитектурные замыслы отличаются друг от друга, тем не менее в основе архитектурных концепций Аида и Модзуна лежат перекликающиеся идеи, что позволяет поставить их рядом.
Такэфуми Аида называет свое творчество «архитектурой молчания». Для нее характерен лаконизм форм, доходящий до аскетичности. Художник стремится убрать все «посторонние шумы», к которым он относит орнамент и любые другие декоративные украшения, мешающие ментальному восприятию архитектурного образа. Только «обнаженная форма» не нарушит «молчания» и будет вызывать у зрителя побудительный импульс, приглашая как бы погрузиться в отстраненно-медитативное состояние. Даже названия некоторых его домов свидетельствуют о тех задачах, которые архитектор ставит перед собой (например, «Дом аннигиляции» и «Дом нирваны»).
|