Полвека назад великий американский фантаст Айзек Азимов назвал города
будущего «стальными пещерами», машинами, подавляющими живое начало.
Писатель оказался провидцем: становясь комфортабельнее, мегаполисы всё
ощутимее расчеловечиваются. Причин тому много: высокая плотность
населения, ускоренный ритм жизни, тотальная унификация, проблемы с
экологией. Кроме того, психологами выделяется такой негативный фактор,
как визуальное загрязнение, вызванное утилитарной архитектурой с её
однообразными фасадами и скучными серыми стенами. Со многими проблемами
большого города поделать ничего нельзя, но с его унылым внешним видом
можно и нужно бороться! Как издревле известно, цвета не только делятся на холодные и тёплые,
но и способны вызывать чётко определённый эмоциональный отклик (см.
табл. 1).
Таблица 1. Эмоциональное восприятие цвета
Цвет | Символика эмоционального восприятия |
Температура | Настроение | Ощущение |
Красный | Тёплый | Раздражающий, энергичный | — |
Оранжевый | Очень тёплый | Увлекающий | — |
Жёлтый | Очень тёплый | Увлекающий | — |
Зелёный | Очень холодный | Очень спокойный | Свежий |
Синий | Холодный | Спокойный, тихий | Чистый |
Фиолетовый | Холодный | Агрессивно-тревожный | — |
Коричневый | Нейтральный | Увлекающий | Грязный |
Серый | Нейтральный | Спокойный, скучный | Грязный |
Неудивительно, что в жарких краях, вроде стран Ближнего Востока или
Средней Азии, популярна холодная гамма - все оттенки зелёного и синего
(достаточно взглянуть на купола мечетей Самарканда). С другой стороны, в
холодных районах мира издавна популярны все оттенки красного и
оранжевого. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на традиционные
скандинавские или славянские вышивки или росписи. Эти тёплые цвета
помогают не только компенсировать холодный климат, но и позволяют глазам
отдохнуть от монотонности снежных пейзажей.
Более того, впитываясь не только в национальную, но и в религиозную
традицию, цвета «мигрируют», становясь своими и в других климатических
условиях. Например, несколько лет назад одна из крупнейших российских
компаний, специализирующихся на отделочных материалах, с некоторым
удивлением обнаружила, что в традиционно мусульманских регионах страны
(Татарстан, Башкирия, Северный Кавказ) ощутимо большим спросом
пользуются все оттенки зелёного (традиционный цвет ислама), что и было
использовано в разработке маркетинговых стратегий.
Итак, ясно, что цветовые предпочтения соответствуют национальному
характеру, и изменяются они весьма неохотно. Но если при традиционном
укладе соблюсти некую «народную палитру» довольно просто, то в городах,
этих «плавильных котлах», нивелирующих любое своеобразие, цвета также
теряют свою индивидуальность и яркость.
Например, совсем недавно екатеринбургские архитекторы провели
довольно простое исследование, призванное выяснить, как «раскрашен» один
из крупнейших и старейших городов России. Выводы оказались
неутешительными.
«Когда перед тобой встаёт задача изучить пространство города с точки
зрения цвета, - пишет в своей статье1 Алёна Цорик, выпускница Уральской
архитектурно-художественной академии, - первое, что нужно сделать - это
объехать весь город и посчитать, зданий какого цвета в городе больше.
Выяснилось, что рекордсменами оказались три цвета: серый (все оттенки от
серо-голубых до серо-зелёных), земляные тона (разные оттенки
коричневого, серо-коричневого, коричнево-зелёные и т.п.) и жёлтый во
всех его проявлениях. Причём все три цвета - примерно в равных
пропорциях, чуть убывая в перечисленном порядке».
Более того, опрос жителей города показал, что подавляющее большинство
воспринимает город только в сером цвете! При всех своих достоинствах
этот тон плох тем, что он вызывает в людях лишь безразличие и скуку. И
вроде бы ничего страшного в этом нет. Но проблема в том, что эволюционно
человек не приспособлен к монотонности цветовосприятия. Более того,
визуальная однообразность городов является одним из факторов,
провоцирующих так называемый «синдром мегаполиса».
Этот синдром пока не вошёл в перечень болезней Всемирной организации
здравоохранения. Но большинство психологов и психиатров сходятся во
мнении, что 80% жителей современных городов испытывают схожие
расстройства поведения.
Это склонность к агрессии, хроническая усталость, невозможность
сосредоточиться, потеря удовольствия от жизни, нарушения сна и аппетита.
Выявлены и причины, вызывающие подобные нарушения. Первый фактор - это
повышенный шумовой фон большого города. Второй - тактильный прессинг
из-за скученности и нехватки жизненного пространства. Наконец, третий
фактор - визуальный прессинг. В нём сочетается острая нехватка цвета в
окружающей среде с перегрузкой от излишне яркой и навязчивой рекламы. На заметку: Качественная недорогая электроника - Интернет магазин электроники Плюс Пульс предлагает в комплект к покупке бесплатную доставку, подробности на сайте компании pluspuls.ru"
|