Сами с усами
Воскресенье, 24.11.2024, 04:04
Приветствую Вас Гость | RSS
   Мастер Самоделкин
Главная СтатьиРегистрацияВход
Меню сайта
Форма входа
Статистика

Rambler's Top100

Всего на сайте: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Обзорные » Очерки, интервью

Серая радуга городов

Полвека назад великий американский фантаст Айзек Азимов назвал города будущего «стальными пещерами», машинами, подавляющими живое начало. Писатель оказался провидцем: становясь комфортабельнее, мегаполисы всё ощутимее расчеловечиваются. Причин тому много: высокая плотность населения, ускоренный ритм жизни, тотальная унификация, проблемы с экологией. Кроме того, психологами выделяется такой негативный фактор, как визуальное загрязнение, вызванное утилитарной архитектурой с её однообразными фасадами и скучными серыми стенами. Со многими проблемами большого города поделать ничего нельзя, но с его унылым внешним видом можно и нужно бороться!

Как издревле известно, цвета не только делятся на холодные и тёплые, но и способны вызывать чётко определённый эмоциональный отклик (см. табл. 1).

Таблица 1. Эмоциональное восприятие цвета

ЦветСимволика эмоционального восприятия
ТемператураНастроениеОщущение
КрасныйТёплыйРаздражающий, энергичный
ОранжевыйОчень тёплыйУвлекающий
ЖёлтыйОчень тёплыйУвлекающий
ЗелёныйОчень холодныйОчень спокойныйСвежий
СинийХолодныйСпокойный, тихийЧистый
ФиолетовыйХолодныйАгрессивно-тревожный
КоричневыйНейтральныйУвлекающийГрязный
СерыйНейтральныйСпокойный, скучныйГрязный

Неудивительно, что в жарких краях, вроде стран Ближнего Востока или Средней Азии, популярна холодная гамма - все оттенки зелёного и синего (достаточно взглянуть на купола мечетей Самарканда). С другой стороны, в холодных районах мира издавна популярны все оттенки красного и оранжевого. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на традиционные скандинавские или славянские вышивки или росписи. Эти тёплые цвета помогают не только компенсировать холодный климат, но и позволяют глазам отдохнуть от монотонности снежных пейзажей.

Более того, впитываясь не только в национальную, но и в религиозную традицию, цвета «мигрируют», становясь своими и в других климатических условиях. Например, несколько лет назад одна из крупнейших российских компаний, специализирующихся на отделочных материалах, с некоторым удивлением обнаружила, что в традиционно мусульманских регионах страны (Татарстан, Башкирия, Северный Кавказ) ощутимо большим спросом пользуются все оттенки зелёного (традиционный цвет ислама), что и было использовано в разработке маркетинговых стратегий.

Итак, ясно, что цветовые предпочтения соответствуют национальному характеру, и изменяются они весьма неохотно. Но если при традиционном укладе соблюсти некую «народную палитру» довольно просто, то в городах, этих «плавильных котлах», нивелирующих любое своеобразие, цвета также теряют свою индивидуальность и яркость.

Например, совсем недавно екатеринбургские архитекторы провели довольно простое исследование, призванное выяснить, как «раскрашен» один из крупнейших и старейших городов России. Выводы оказались неутешительными.

«Когда перед тобой встаёт задача изучить пространство города с точки зрения цвета, - пишет в своей статье1 Алёна Цорик, выпускница Уральской архитектурно-художественной академии, - первое, что нужно сделать - это объехать весь город и посчитать, зданий какого цвета в городе больше. Выяснилось, что рекордсменами оказались три цвета: серый (все оттенки от серо-голубых до серо-зелёных), земляные тона (разные оттенки коричневого, серо-коричневого, коричнево-зелёные и т.п.) и жёлтый во всех его проявлениях. Причём все три цвета - примерно в равных пропорциях, чуть убывая в перечисленном порядке».

Более того, опрос жителей города показал, что подавляющее большинство воспринимает город только в сером цвете! При всех своих достоинствах этот тон плох тем, что он вызывает в людях лишь безразличие и скуку. И вроде бы ничего страшного в этом нет. Но проблема в том, что эволюционно человек не приспособлен к монотонности цветовосприятия. Более того, визуальная однообразность городов является одним из факторов, провоцирующих так называемый «синдром мегаполиса».

Этот синдром пока не вошёл в перечень болезней Всемирной организации здравоохранения. Но большинство психологов и психиатров сходятся во мнении, что 80% жителей современных городов испытывают схожие расстройства поведения.

Это склонность к агрессии, хроническая усталость, невозможность сосредоточиться, потеря удовольствия от жизни, нарушения сна и аппетита. Выявлены и причины, вызывающие подобные нарушения. Первый фактор - это повышенный шумовой фон большого города. Второй - тактильный прессинг из-за скученности и нехватки жизненного пространства. Наконец, третий фактор - визуальный прессинг. В нём сочетается острая нехватка цвета в окружающей среде с перегрузкой от излишне яркой и навязчивой рекламы.

На заметку: Качественная недорогая электроника - Интернет магазин электроники Плюс Пульс предлагает в комплект к покупке бесплатную доставку, подробности на сайте компании pluspuls.ru"

Категория: Очерки, интервью | Добавил: witkom (03.11.2012)
Просмотров: 1723 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории
Красота и здоровье [396]
Тематические [907]
Авто мото [117]
Очерки, интервью [447]
Обзоры [1166]
Поиск
Поиск по сайту

Сайт о прикладном творчестве. Дизайн и ремонт интерьера дома и квартиры. Рукоделие - секреты и советы мастеров о бисере и панно, игрушек и поделок собственными руками. Полезные советы для дачи и огорода обо всем, что можно сделать своими руками из подручных материалов используя фантазию опыт и смекалку. Лучшие частные работы представленные в разных изданиях. Инструкции, примеры работ, полезные советы и бытовые хитрости, тематические статьи, форум мастеров и многое другое собрано на нашем сайте. Материалы для сайта частично заимствованы с подшивок журналов "Делаем сами", "Дом"...© 2024