Ричард Боузер хорошо знаком давним читателям журнала Elevator World, и история его участия в создании транспортной системы для арки «Ворот» упоминалась много раз. Еще одно обращение к этой интригующей истории оправдано, поскольку здесь использованы оригинальные иллюстрации журнала Elevator World и предлагается общий обзор системы в преддверии ее 40 - летнего юбилея в будущем году.
С миром лифтов Боузера познакомил его отец, В.С. Боузер, который начал работать в этой области в 30 - е годы прошлого столетия:
После того, как в результате депрессии компания Warner Elevator Co. закрыла свой офис в Детройте, штат Мичиган, мой отец арендовал небольшой механический цех, который вынужден был закрыться. В числе многих других систем, он в этом цехе производил механизмы лифтов. Он также брал некоторые контракты на обслуживание лифтов, которые появились, когда компания Warner закрыта свой офис - именно тогда началась моя подготовка в области лифтостроения. В возрасте 10 лет я стал помогать отцу, действуя в качестве лифтера, чтобы он мог спуститься в приямок или ехать на крыше кабины для смазки, проверки и регулировки механизмов лифта. Я держал фонарик в темных машинных помещениях и узнавал о селекторах этажа, регуляторах, изношенных канатах, о том, как делать поддерживающую серьгу, заливать баббит и т.п.
Боузер в течение некоторого времени учился в университете штата Мэриленд. Однако вступление США во Вторую Мировую войну прервало его академическую карьеру, и он в 1942 году ушел добровольцем во флот. После трех лет службы на борту эсминца U.S.S. Wadsworth в Тихом океане, он вернулся домой и снова работал с отцом.
К 1945 году В.С. Боузер перебрался в Де - Мойн, штат Айова, где начал разработку нового типа системы лифта - для автоматизированных парковочных гаражей. В 1951 году в Де - Мойне была построена первая система парковочного гаража Боузера. Уникальной особенностью системы Боузера был лифт, который мог двигаться, при необходимости, горизонтально, вертикально и по диагонали. Хотя впоследствии построено 35 гаражей Боузера, эта идея не получила широкого распространения, вопреки предположениям ее изобретателя. К счастью для Дика Боузера, когда интерес к гаражной системе стал пропадать, ему в 1960 году представилась неожиданная возможность, изменившая ход его карьеры.
К концу 50 - х годов прошлого века Сааринен активно старался найти лифтостроительную компанию или инженера, способного спроектировать транспортную систему для арки «Ворота». Служба национальных парков установила ряд критериев, в том числе предполагаемую пропускную способность в 3 500 человек за 8 - часовой рабочий день. Причем было заявлено, что «транспортная система никоим образом не должна искажать внешний вид арки».
Это был пример классического случая, когда человек оказался в нужное время в нужном месте: Р Боузер приехал навестить своего друга Джона Мартина, сотрудника компании Montgomery Elevator Co. в Молине, штат Иллинойс, вскоре после того, как офис Сааринена связался с ним по вопросу разработки «транспортера» для арки. Мартин познакомил Боузера с Саариненом, который впоследствии попросил его разработать конструкцию транспортера. Боузеру дали всего две недели на разработку его схемы, которую он затем представил на рассмотрение группы, состоявшей из конгрессменов района Сент - Луиса, мэров Сент - Луиса и Восточного Сент - Луиса, инженеров компании McDonald Construction Co., директора Службы национальных парков Джорджа Хартцога и Сааринена. Через несколько недель после этой презентации Боузеру выплатили гонорар размером 40 000 долларов США и предоставили контракт на разработку и установку предложенной системы.
Хотя Боузер успешно закончил процесс первоначальной разработки системы за два года, оговоренные в контракте, первая система была построена и установлена только в июле 1967 года. В журнале «Architectural Record» за май 1963 года дано первое подробное описание предложенного Боузером «Пассажирского конвейера». Отказавшись от лифтов, эскалаторов и непрерывной схемы типа колеса Ферриса, он в 1960 году представил Сааринену конструкцию, представлявшую собой, в сущности, лифт с несколькими кабинами или поезд, который двигался бы из подземного центра обслуживания посетителей к площадке обозрения, расположенной наверху арки. В окончательной конструкции использовались два поезда, состоявших из восьми отдельных капсул, в каждой из которых могло поместиться пять пассажиров. Использование слова «капсула», а не «кабина» отражало желание связать свою конструкцию с современными архитектурными выражениями, используемыми для арки, а возможно, и растущий интерес к исследованию космического пространства и общего восприятия всеми передового характера космических технологий.
Спонсор статьи предлагает винтовой компрессор, тепловую пушку дизельную, бетононасосы.
|