"Не учите меня жизни – лучше помогите деньгами". Избитая истина едва не
заставила меня отказаться от идеи написания статьи. Однако я вовремя
опомнилась, ведь вовремя уберечь от ненужных трат – это и есть помочь
деньгами. Итак, какие ошибки мы делаем, когда тратим деньги? И как их
можно избежать?
Когда не стоит поддаваться эмоциям?
Анализируя
психологию денежных трат, я все чаще прихожу к выводу, что эмоции –
штука чрезвычайно вредная. В порыве эмоций мы делаем импульсивные
покупки, поддаемся соблазну «жить с размахом», самонадеянно решив в
день зарплаты, что нам это по силам.
Мы покупаем всякую ерунду
или воплощаем в жизнь детскую мечту – вдруг обзавестись дорогущей
коллекционной куклой (что, впрочем, практически одно и то же). Купив
парочку таких кукол или, к примеру, домашний кинотеатр на смену
телевизору, мы, конечно, реализуем свою давнюю мечту и даже способны
некоторое время наслаждаться своей покупкой. Но затем мы понимаем, что
детскую мечту давно нужно было оставить в покое, позволив ей остаться
детской, а кинотеатр нужно было покупать, когда вы были киноманом (если
вообще были им). Сейчас же вы смотрите новости и фильмец-другой по
выходным – и то обычно по буку ("вконтакте" онлайн, естественно). Так
зачем вам этот кинотеатр? Да, порадовались денек-другой. Да,
похвастались. А дальше-то что? Моя подруга, например, в порыве эмоций
собралась на курсы вождения. «Ира, ездить-то куда будешь?», - спросила
я, зная, что Ира работает в Интернете и выбирается в город только по
выходным. Но учитывая, что до метро ей идти ровно полторы минуты, а до
центра города ехать всего одну остановку, я недоумевала. «Хочу! Я уже
пять лет хочу права и машину!», - запсиховала Ирка. «Ну, а ставить где
машину будешь?» Этот и другие вопросы остались неуслышанными, поскольку
логические доводы Ирку не интересовали. Эмоции, только эмоции. «Хочу
машину! Хочу права!» А ведь я хорошо знаю Ирку и ее проблемы. Квартиры
у нее нет, но очередь на строительство подойдет довольно скоро. Вот где
она будет брать деньги на начальный взнос? Ирка никогда не была за
границей, хотя очень интересуется историей и любит путешествовать. Так
почему не поехать хотя бы в доступные Турцию или Египет? Эх, эти бы
эмоции взять и отменить…
Кто тут главный?
Еще одна
типичная ошибка – неумение расставить приоритеты. Уж сколько раз
твердили миру, что нельзя хотеть все и сразу, а мир не понимает. И
гардероб обновить, и компьютер «апгрейдить», и в отпуск уехать
подальше, и при всем этом кушать, развлекаться и не считать каждую
копейку. А считать все равно придется. Потому как сани нужно готовить
летом, а телегу зимой. Хотите летом в отпуск – задумайтесь о деньгах на
отдых минимум за полгода! Обновить гардероб? За одну, да и за две
зарплаты все равно не получится! Решите, что нужно более срочно, а что
может подождать. Бюджет ведь не резиновый. Вам грустно оттого, что вы
не можете сразу решить все проблемы? Оформите календарик, в котором по
месяцам распишите, когда и какую проблему будете решать. Тогда вместо
печальных мыслей у вас появится четкий план воплощения в жизнь своих
идей и желаний. А это ведь так замечательно!
Почему акции гипермаркетов нам невыгодны?
Как
известно, рынок только и занимается тем, что стимулирует нас к покупке
тех или иных вещей. А каждый более-менее солидный гипермаркет – это
настоящий рай для массовых закупок, ведь там постоянно проводятся
какие-нибудь акции. «Два по цене одного», «пятый в подарок» - каждая
стойка в магазине манит нас к себе, соблазняя наполнять и наполнять
корзину. Почему не стоит поддаваться на такие предложения?
Во-первых,
зачастую таким образом реализуется продукция, срок годности которой
подходит к концу. Именно поэтому магазин стремится избавиться от нее, а
вы, развесив уши, клюете на эту приманку. Что может произойти? Вы не
успеете использовать продукт до конца срока годности и отправите его в
мусорную корзину. Особенно это касается акций «два по цене одного». Уж
на втором точно придется поставить крест.
Во-вторых, большое
количество чего бы то ни было может вам попросту надоесть, и продукт
испортится, оставшись недоеденным. В конце концов, мы всегда стремимся
к разнообразию, а необходимость доедать что-то только затем, чтобы не
испортилось, мало кому понравится. То же самое касается другой
продукции. Сколько раз, купив 100 мл парфюма, мы желали, чтобы он
быстрее закончился, а затем дарили флакон маме – лишь бы не мозолил
глаза и можно было с чистой совестью купить новые духи. А кому нужны
огромные наборы теней для глаз, если только вы не работаете визажистом?
Ведь пользуетесь вы от силы 3-4 цветами. Вот и купите их в отдельных
коробочках, чтобы не выбрасывать деньги на ветер.
В-третьих, ни
в коем случае нельзя приобретать по такой схеме незнакомую вам
продукцию, то есть ту, которую вы не пробовали. Согласна, соблазн
купить «за копейки» огромную пачку кофе или две упаковки с макаронами
очень велик. Но если вы никогда не пробовали этот кофе или макароны,
есть риск, что они не устроят вас по качеству. Любой новый продукт
нужно покупать в самой маленькой из производимых упаковке. Если
разочарование наступит, то оно будет минимальным.
Наконец, как ни крути, а большие траты не могут быть выгодными. К примеру, вы запланировали в этом месяце потратить на продукты определенную сумму. Однако, поддавшись на предложения рекламщиков, спустили в полтора раза больше. В итоге в накладе остались другие важные объекты финансовых вливаний. И кто выиграл от участия в акции? Только гипер, но никак не вы!
И неважно, на чьих ошибках вы учитесь – на своих или чужих. Лишь бы учились и больше их не допускали!
Новое у друзей: Купить выпускные фотоальбомы можно на нашем ресурсе. Большая обнавенная коллекция.