Сидя в театральном кресле и внимая спектаклю, мы находимся в положении малыша из сказки «Городок в табакерке» - видим и слышим превосходную мелодию представления, но как она, получается – угадать не можем. Одни, так и уходят, в прекрасном неведении, другие - более любознательные, пытаются разобраться, как же они работают пружинки, колокольчики и молоточки чудесной театральной табакерки.
Для самых любопытных – увлекательным будет путешествие в нутро сценической коробочки вернее в трюм, то есть помещение, которое находится под сценой. Там и располагаются всевозможные механизмы для чудес – спецэффектов. Появление Мефистофеля из-под земли, «таяние» Снегурочки, все чудеса, которые творят с скатертью-самобранкой – спецэффекты такого рода производит лебёдка, поднимающая и опускающая специальную площадку ещё с конца 19 века.
Механика сцены может включать трюмные грузопассажирские платформы, кулисные машины, накатные и подъемно-опускные площадки, планшет сцены. Кулисная машина представляет собой что-то вроде рамы на ходовых колёсах. Она перемещается при помощи специальной прорези в планшете сцены. В наши дни такое оборудование для сцены можно встретить в немногих театрах, очень давно не подвергавшихся реконструкции. Хотя кулисная машина в современном спектакле может занять достойное место. К примеру, значительно упростится техника доставки на игровую часть многих частей декорации. С ее помощью можно «раздвигать» или «разрушать» стены, «плыть» на корабле, проходить сквозь различные панорамы и другие чудеса творить.
Изготовление сцены с поворотным кругом – тоже классика. По конструкции круги бывают стационарные и накладные. При помощи круга есть возможность развертывания действия в меняющемся окружающем пространстве. Динамику круга часто используют для придания динамичности мизансценам. Это усиливает эмоциональное воздействие.
Верхняя механика сцены в наше время – это сложный комплекс различных устройств, который включает в себя колосники и роликовые платформы, лебедки, портальные башни, штанкетные, точечные, софитные подъемы, роликовые опоры и, наконец, систему управления. С помощью верхового оборудования для сцены и декорационных подъемов делается не только мгновенная смена декораций, но и значительно облегчается решение всевозможных монтировочных задач, в частности монтаж любых необходимых конструкций при сборке.
|