В нашей стране трудно найти человека, который не знал бы этого музыкального инструмента. Даже абсолютно далекие от музыки сразу представляют тяжелый корпус и гладкие, чёрно-белые клавиши. А уж неповторимое мелодичное звучание точно не спутать ни с чем другим.
Удивительно, но слово "пианино" - итальянское, а переводится, как "маленькое фортепиано". И, что действительно странно, изобрели его независимо друг от друга, австриец М.Мюллер и американец Д.Хокинс.
Каким популярным должен быть инструмент, чтобы, будучи впервые созданным в одной стране, быть названным словом из языка другого народа и при этом получить популярность во всем мире?
А ведь вся гениальность задумки лишь в том, что рама со струнами поставлена не горизонтально, как у рояля, а вертикально. Это позволило существенно экономить место без потери качества, а в результате пианино стало помещаться в любом среднем помещении. Вот вам и причина популярности. Все дело в компактности, достигнутой простым техническим решением. Именно такие простые идеи чаще всего становятся особенно популярными и востребованными.
Не смотря на эту, казалось-бы, очевидную истину, многие люди стремятся все усложнять. Им не интересно изобретать еще более простое. Хочется проявить себя и сделать заумное.
Если взглянуть чуть глубже в историю, то можно увидеть, что роль, это упрощенная версия органа, в котором вместо громоздких труб использованы струны. Соответственно, пианино – оптимизированный (бытовой) рояль.
Пианино с успехом продается и сегодня. Есть в фортепиано некая элитарность, идущая сквозь века. И, тем не менее, в наше время, его теснит новый, более молодой аналог – цифровое пианино. В нем вообще нет ничего, кроме клавиш и компактного корпуса (для удобства приходится докупать легкую, складную стойку). Звук генерируется встроенным компьютером, что позволяет исполнять произведения, написанные для гитары, флейты, маримбы и других инструментов. Громкость можно менять как угодно, а сам инструмент подключать к мощному усилителю звука или обыкновенным наушникам.
Остается только гадать, каким пианино станет через двадцать или пятьдесят лет. Может быть, оно станет надувным, или его заменит «твердая голограмма», или фортепиано вообще перенесется в виртуальную реальность. Только представьте, подключаетесь к компьютеру и вы уже в просторном зале, в центре которого стоит белый концертный рояль. Вы прикасаетесь к его прохладным, гладким клавишам, и мелодия заполняет все вокруг, эхом отдаваясь от куполообразного потолка. Кому важно, что само устройство, которое в этот момент вы подключили к мозгу, имеет размеры сотового телефона?
Впрочем, уверен, что техническое решение наверняка окажется проще и эффективнее, чем мы думаем.
Лексиум (сентябрь 2012)
|