Мы привыкли к тому что мы, взрослые, очень часто
нуждаемся не только в одиночестве и покое, но и в ярко выраженном личном
пространстве: свой рабочий стол, свое кресло, свой стул. Дети, в
некотором смысле, наша копия – гипербола.
Да, по замечаниям психологов, занимающихся работой с
ребятами из детских домов – для них зачастую бывает мечтой своя
собственная тумбочка, в которую никто и никогда не залезет без
разрешения. Для наших детей, у которых дом – полная чаша, потребность в
личном пространстве больше, чем у взрослых. Особенно эта потребность
обостряется в подростковом возрасте и пройдет еще довольно много лет,
прежде чем дети придут к осознанию, что все - в них, и мир они носят в
себе. Все свое ношу с собой - не зря это выражение стало крылатым.
Для детей их комната – своеобразная модель мира. В
ней они учатся ориентироваться, учиться, общаться с предметами,
организовывать свой быт и пространство, нести ответственность, принимать
решения, определять и четко защищать свои границы. Для того, чтобы
ребенок мог полноценно усвоить все это, комната должна быть зонирована и
совмещать в себе
- место для сна
- место для уроков
- место для игр
- место для хранения плодов творчества
- место для одежды
- место для игрушек.
Умение
пользоваться каждой зоной, использовать все ее возможности, наконец,
умение, следить за состоянием этой зоны – навыки, без которых дальнейшая
жизнь может оказаться выросшему уже ребенку беспорядочной и хаотичной.
Для того, чтобы облегчить ребенку ориентацию в его
мире (а затем, в дальнейшем, ориентацию в большом мире взрослых)
необходимо обучить ребенка навыкам систематизации и хранения вещей в
определенной системе координат.
Чтобы помочь ребенку усвоить, где и какие вещи должны
лежать и почему это полезно для него самого, придумайте специальные
карточки, нарисуйте их с ребенком и приклейте к ящикам, коробкам и иным
местам, где ребенок будет хранить соответствующие вещи. До определенного
возраста раскладывание предметов в места с подходящими карточками будет
для ребенка своеобразной игрой, которую он может полюбить. Даже если
малыш эту игру не полюбит, у него не возникнет отвращения к процессу
наведения порядка, порядок будет в дальнейшем даваться ему «играючи».
Если
Вы навяжете ребенку зонирование комнаты, не соответствующее его
представлениям о правильном зонировании его микромира – будьте готовы к
определенной форме беспорядка, в которой, однако, ребенок будет
прекрасно ориентироваться и поддерживать ее, эту (на Ваш взгляд) кучу
беспорядка в очень строгом порядке. Ребенок задает себе определенные,
устраивающие его координаты, в которых легко ориентируется. Если ребенок
еще мал, он вряд ли сможет построить сам себе собственную систему
координат – тут используйте принцип Монтессори – помогите ему это
сделать самому, а не навязывайте своей видение мира.
Итак, выделив необходимое жизненное пространство для ребенка, отнеситесь
с должным внимание к тому, что он будет познавать, посредством этого
пространства, мир.
Не игнорируйте происходящее в мире ребенка,
отгородившись своими проблемами и дверьми. Вы еще, вполне вероятно,
дождетесь всех этих подростковых надписей на табличках у входа в комнату
«Не влезай - убьет!», «Стоп» и даже «Посторонним вход запрещен».
Не надейтесь, что, выделив ребенку комнату, Вы будете
освобождены от почетных и приятных обязанностей по общению с ребенком –
он не сможет играть сам в своей даже самой замечательной комнате.
Вспомните фильм «Игрушка», в котором играл бесподобный Пьер Ришар – у
ребенка были все игрушки на свете и все равно ему требовалось физическое
присутствие человека, и не просто человека (тут мы, мир взрослых,
продвинулись в понимании детской души со времен, скажем, «Трех
толстяков»), а человека взрослого, любящего детей, понимающего их
потребности.
Ребенок нуждается в помощи взрослого, будь то игры, будь то обучение, будь то создание и познание мира.
Ребенок
будет отматывать одну и ту же ситуацию до тех пор, пока не научится. Он
будет делать одно и то же, пока не доведет до автоматизма. Он будет
познавать Ваши реакции до тех пор, пока не познает их. Наконец, он будет
доводить Вас своими повторениями, пока Вы его не услышите и не увидите Наблюдая за комнатой Вашего ребенка, на
организацию пространства в ней, за теми перестановками, что он там
делает, изменениями, что он вносит в Ваше совместное (я надеюсь)
творчество – Вы сможете увидеть и познать своего ребенка. Вам не нужно
задавать для этого дурацкие вопросы» почему ты мне ничего не
рассказываешь?», для того, что бы увидеть, что произошло в жизни Вашего
ребенка, как он вырос, как он изменился. Вам достаточно лишь проследить
за изменениями в организации пространства его мира.
И обязательно помните, что только получив осознание
своего личного пространства, дети могут научиться ценить и чужое личное
пространство. Не мешайте ребенку. Помогите ему это сделать самому. И не
стремитесь быть идеалом для подражания и образцом для копирования,
просто покажите возможные варианты.
На заметку: Современные технологии в миниатюре - микрофоны, микронаушники цена на www.dvoiki.net, описание и комментарии на предложенном ресурсе.
Кристина Вязовская
|