Сами с усами
Понедельник, 23.12.2024, 05:01
Приветствую Вас Гость | RSS
   Мастер Самоделкин
Главная СтатьиРегистрацияВход
Меню сайта
Форма входа
Статистика

Rambler's Top100

Всего на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мастер класс » Делаем сами

Вот горшок пустой
Что может быть привычнее глиняного горшка? Впрочем, в кажущейся простоте кроется мудрость ремесла, которому уже тысячи лет.
Сырье для творчества
Беру материал из очень глубокого карьера, в котором ведется промышленная разработка глины. Выбираю подходящий пласт. Глина в нем должна быть пластичная и темная, как шоколад. Чем глубже залегает пласт и темнее глина, тем она качественнее. С рыхлым материалом, в котором присутствуют инородные вкрапления, прослойки гравия, камешков, известняка, лучше не связываться — это гарантированные сколы и трещины на изделии.
Чтобы глина размякла и стала тестообразной, замачиваю ее примерно на неделю в бочке. Вынимаю, слегка подсушиваю. Чтобы «отощить» материал, перемешиваю его до однородного состояния с шамотом (керамической массой) или кварцевым песком в расчете около 30% от объема. Изделие будет меньше трещать при сушке или обжиге.
Перемешав глину с шамотом или песком, подсушиваю, делаю «грудки» (глиняные комочки), которые выкладываю на пленку под навес. Солнце губительно для сырья — оно моментом пересыхает.
Глина непосредственно для работы нужна непереувлажненная, иначе будет невозможно вытянуть высокие формы. А вот для мелкой пластики тестообразная консистенция сырья вполне подойдет. Главное, чтобы глина не прилипала к пальцам. Если липнет, значит, еще не готова, ее нужно подсушить. На ощупь она должна стать, как мягкий размятый пластилин.
Завернутая в пленку глина хранится очень долго. Пересохшую сбрызгиваю водой, оставляю на ночь, не перемешиваю. Утром все обычно в порядке.
Крутись, колесо
Беру «грудку», кладу в середину круга. Центрую, вытягиваю кувшин вначале один раз, потом второй. Поддерживая правой рукой, придаю заготовке объем. Обрабатываю черепок деревянным ножом.
Срезаю заготовку с круга при помощи «струнки» (лески с привязанными по краям двумя палочками). Выте-рев руки о скребок, снимаю заготовку. Ручки, носики, крышки леплю отдельно, примеряя к основной заготовке. Налепливаю их на сырой черепок с помощью сметанообразной глины, оставшейся на скребке.
Высушиваю горшок при комнатной температуре. Спешка и форсирование процесса в этом деле противопоказаны, потому что заготовка может поплыть или треснуть. У меня в сарае оборудованы специальные стеллажи. Выставляю заготовки сначала на нижние полки, затем через 2-3 дня поднимаю выше. На 4-й, самой верхней, полке горшки доходят до кондиции. Высохший черепок серого цвета. На ощупь он теплый, сырость не должна чувствоваться. Заготовка, должным образом не просушенная, может взорваться в печи.
В топку!
Первичный обжиг происходит при 860 град. Использую сосновые или еловые дрова. В принципе, любая по-
рода дерева годится, но сосна и ель легко горят и быстро набирают температуру. В ночь перед первичным обжигом, если погода сырая, подсушиваю заготовки в печи с тлеющими дровами.
Температуру при обжиге регулирую по старинке, подкидывая дрова или присыпая их опилками. Наши деды определяли готовность заготовки на глаз: если изделие начало светиться малиновым цветом, значит, оно уже вполне «поспело». Обычно после набора необходимой температуры я некоторое время прокаливаю заготовки. После 900 град, глина определенных сортов может запросто расплавиться.
Обжиг на дне печи всегда лучше. Поэтому обычно ставлю крупные вещи вниз, а мелочь — наверх. Некондиционную заготовку можно обжечь повторно. Качество легко определить на слух. Ставлю изделие на ладонь, стучу по нему. Звук должен быть звонким и чистым.
Вариантов декоративного оформления глиняной посуды не так много, но их сочетание рождает поистине уникальные вещи.
Молочные реки
После первичного обжига заготовку можно подвергнуть процессу молочения. Разгрузив печь, достаю остывшие заготовки. Окунаю их в коровье молоко и ставлю повторно в печь. Температуру довожу до 350-400 град. Горшки приобретают темный цвет (фото 1).


Дым отечества...
Техника дымления (восстановления) требует большей аккуратности и мастерства. Поставив изделие в печь, постепенно набираю температуру: каждый час по 50 град, до отметки в 400 град. Затем набираю по 100 град, за 30 мин. до температуры 900-960 град.

Закончив обжиг, забрасываю в топку смолистые дрова. Закрыв топку заслонкой, а дымоход жестью, замазываю все щели глиной. Дрова будут тлеть, печь — потихоньку остывать. К утру черепки станут черными, с серебристым отливом (фото 2).
Алхимия глазури
Глазурирование сейчас использую достаточно редко. Нужно подбирать составы, экспериментировать. Покрывать глазурью следует после первичного обжига. Сырая заготовка просто напросто потрескается (фото 3).


Горшок для знаменитости В рамках мастер-класса, который устраивался на Славянском базаре, певица Анита Цой выкрутила на круге глиняный сосуд, оставив автограф (фото 5), Горшок мы обожгли, но певица за ним не  вернулась.



Категория: Делаем сами | Добавил: witkom (08.01.2011)
Просмотров: 1863 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории
Делаем сами [179]
Это нужно знать [931]
Печи и колодцы [24]
Самоделки для строителя [166]
Ремонт и Дизайн [818]
Поиск
Поиск по сайту

Сайт о прикладном творчестве. Дизайн и ремонт интерьера дома и квартиры. Рукоделие - секреты и советы мастеров о бисере и панно, игрушек и поделок собственными руками. Полезные советы для дачи и огорода обо всем, что можно сделать своими руками из подручных материалов используя фантазию опыт и смекалку. Лучшие частные работы представленные в разных изданиях. Инструкции, примеры работ, полезные советы и бытовые хитрости, тематические статьи, форум мастеров и многое другое собрано на нашем сайте. Материалы для сайта частично заимствованы с подшивок журналов "Делаем сами", "Дом"...© 2024