Сами с усами
Пятница, 19.04.2024, 22:36
Приветствую Вас Гость | RSS
   Мастер Самоделкин
Главная БлогРегистрацияВход
Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Статистика

Rambler's Top100

Всего на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Ноябрь » 20 » Батик: акриловые тайны воздушного искусства
17:30
Батик: акриловые тайны воздушного искусства
Что это такое?
Батик (ударение на первый слог) — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Это древнее искусство пришло из Индонезии и Индии. Техника основана на свойстве парафина, некоторых смол и лаков, нанесенных на ткань, не пропускать через себя краску, "резервировать» отдельные участки.

Радуга для ткани
Подбор красок — один из самых ответственных моментов. Имеет значение все: фирма-производитель, консистенция, «поведение» на ткани.
Главная особенность акрила для батика — возможность его закрепления. После этого краска не плывет — можно делать даже одежду! Есть краски, которые закрепляются паром, но это не очень надежный вариант: сложно контролировать процесс. Можно закреплять феном, но делать это очень аккуратно: он иногда дает искры, которые способны запросто прожечь тонкую ткань.
Обычно закрепляю утюгом: выставляю температуру глажения по ткани, переворачиваю работу изнаночной стороной и проглаживаю.

Резерв или контур?
Есть два способа ограничить область заливки краской — с помощью резервирующего состава (резерва) и контура.
Резерв следует наносить специальным баллончиком с иголкой на конце (похожа на медицинскую) или трубочкой. Делать это надо очень аккуратно, чтобы не было просветов. На ткани резерв выглядит, как жировое пятно. Сверху его можно прикрыть декоративным контуром. У резерва есть существенные минусы — резкий запах и толстые линии. Впрочем, резервом лучше работать на толстых тканях.
Контур (плотная акриловая краска), которым можно заменить резерв, продается в тюбиках. Он более декоративен, пластичен, но требует умения.
Я предпочитаю использовать контур, но начинающим художникам лучше делать ставку на резерв. Если наносить сразу контур, можно не рассчитать его количество и положить слишком мало — заливка может «выплыть» за его границы.
«Текстильный» вопрос
Выбор материала — дело вкуса и художественной задачи. Следует учитывать, что в искусственной (или слишком толстой) ткани краска проникает даже снизу, скользит, течет по волокнам (а не растекается, как акварель), оставляя часть полотна неокрашенной. Краска становится неуправляемой!
Поэтому, прежде чем приступить к чистовику, ткань надо попробовать в деле. Обычно беру отрез 30 см, делаю простенькую работу, проверяя незнакомую ткань на каждом этапе процесса.
По тонкому льну
Попробовала рисовать по льняной ткани. Результат впечатлил. Лен — плотная ткань, к ней нужно приспособиться. Если брать немного воды для краски, можно работать, как акварелью (или даже словно маслом). К тому же акрил на этой ткани отлично закрепляется. Замечательный материал для салфеток.
Шифоновое разнообразие
Самая любимая ткань — качественный шифон. Он бывает плотным и прозрачным. Лучше выбирать ту ткань, в которой поменьше искусственной нити (она не хрустит при сжимании). Чем шифон тоньше, тем лучше на него ложится краска. На плотной ткани, если не рассчитать количество воды, краска может и потечь.
На тонком шифоне она моментально сохнет. Чтобы не было потеков, надо быстрее работать, деталировать, делать маленькие заливки элементов. Неплохо проявила себя техника «полусухая кисть»: если добавить в краску совсем мало воды, она по плотности будет граничить между акварелью и гуашью. Мазки должны быть очень легкими.
Орудие труда
Использую круглые беличьи кисти №№ 2,3 для мелких деталей, плоские колонковые — для мазков (как в графике) или «растягивания» краски, а также широкую щетину для смачивания. Инструмент содержу в чистоте и периодически мою.
Золотое правило
Руки всегда должны быть чистыми! Выпачкавшись краской или резервом, можно загубить всю работу. Аккуратность должна быть во всем. Ошибку можно чуть откорректировать, подправить, но удалить невозможно.
Перед работой ткань обязательно нужно постирать и прогладить.

Сварите... картину
Классический батик — горячий. На ткань наносят контур и раскрашивают, опуская в определенной последовательности в краску. Я занимаюсь исключительно холодным батиком — мне удобнее рисовать акриловыми красками. Так проще контролировать процесс, чтобы сюжеты получались такими, какими были задуманы.

Приступим-с
Мастерю подрамник, натягиваю ровно, по долевым линиям ткань и закрепляю степлером. Все нити материала должны быть параллельными: ямы и провисания сделают краску неуправляемой. Проклеиваю края ткани клеем ПВА, чтобы они не обтрепались и не высыпались. Раньше делала эскизы, подставив под ткань, переводила карандашом. Теперь сразу наношу резерв или контур, даю высохнуть.
Начинать нужно, естественно, с простых элементов.
Во-первых, научиться делать заливку, чтобы краска равномерно покрывала поверхность, не перетекала за резерв. Впрочем, если такое произошло, можно слегка намочить кисть чистой водой и растянуть потек, избавляясь от кляксы.
Во-вторых, освоить переходы от одного цвета к другому (градиенты), постепенно увеличивая поверхность заливки. Это совсем не сложно. С одной стороны ограниченной резервом области пустить один цвет, с противоположной — другой, предварительно посередине намочив ткань. Переход от светлых тонов к темным (как в акварели) легко сделать с помощью воды. Если краски будет слишком много, она просто потечет. В этом экстренном случае можно подсушить феном.
Ошибки легко спрятать под более темным оттенком. Я иногда для этих целей применяю аэрограф. Кстати, с его помощью получаются красивые полутона.

Искусство вечно!
Батик легко очистить от случайного загрязнения мыльной водой, он не выгорает, но боится механических повреждений: деформаций, проколов.


Многослойное чудо
Мое изобретение — двухслойные картины. Они обладают волшебным свойством — когда зритель перемещается относительно работы, у него меняется восприятие композиции и возникает ощущение объема, туманной дымки.
Ткани на такой картине разные. Верхний слой — прозрачный шифон, нижний (фон) — более плотный.

Рисую одновременно задний план, который временно закрепляю на кнопках на другом подрамнике, и передний. Рисовать по отдельности неудобно: сложно составлять композицию.
Щедро применяю бисер, пришивая его рыболовной леской, стразы, приклеенные клеем ПВА, золотые и серебряные нити, которые пропускаю между слоями, добиваясь эффекта мерцания при определенном угле зрения.
Новое у друзей: Скачать DirectX 9.0c по ссылке можно бесплатно.
Татьяна ЕФАНОВА, г. Пинск. Фото автора и Ивана ЕРШОВА
Категория: Умелые руки | Просмотров: 6496 | Добавил: witkom | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории
Дом и дача [444]
Сад [882]
Огород [658]
Дизайн [132]
Это интересно [1050]
Онлайн сервисы [467]
Автовладельцам [423]
Застольные вопросы. [400]
Ванны и кухни [311]
Красота и здоровье [154]
Домашняя экономика [284]
Смекалка третье счастье [21]
Умелые руки [379]
Фитотерапия [306]
Комнатные растения [113]
Болезни растений [12]
Окна и Двери [479]
Веранды и беседки [69]
Сам электрик [459]
Рукоделие [144]
Панно, Картины... [51]
Бассейны и пруды [287]
Печи и колодцы [500]
Подвалы и погреба. [78]
Канализация и очистные сооружения [105]
Поиск
Поиск по сайту

Сайт о прикладном творчестве. Дизайн и ремонт интерьера дома и квартиры. Рукоделие - секреты и советы мастеров о бисере и панно, игрушек и поделок собственными руками. Полезные советы для дачи и огорода обо всем, что можно сделать своими руками из подручных материалов используя фантазию опыт и смекалку. Лучшие частные работы представленные в разных изданиях. Инструкции, примеры работ, полезные советы и бытовые хитрости, тематические статьи, форум мастеров и многое другое собрано на нашем сайте. Материалы для сайта частично заимствованы с подшивок журналов "Делаем сами", "Дом"...© 2024