Для непосредственного понимания сущности управления, необходимо проанализировать существующие публикации и исследования. Многие ученые занимаются проблемами теоретического и практического исследования управления земельными ресурсами: Горлачук В.В., Кремень В.Г., Лавейкин М.И, Пазынич С.М., Пономарев А.С. и др. .. Хотя, в контексте управления земельными ресурсами до сих пор существует немало нечетких и несогласованных аспектов его толкования. Так, в одной из научных работ определяется, что "управление протяжении практически всей истории развивалась как неформальная сфера практической деятельности, а значит эмпирически, скорее интуитивно, чем методологически".
Акцептируя внимание на узловых вопросах управления земельными ресурсами, в специальной литературе отмечается, что "управление - это воздействие управляющей системы на управляемую с целью достижения поставленной цели". Такое определение методологически является спорным, поскольку оно чуждо земельному менеджменту, хотя по своей сущности феномен "управление" и "менеджмент" есть отличные между собой. Управление можно определить как деятельность, ориентированная на достижение конечного результата, например, рационального использования рекреационных ресурсов, снижение уровня антропогенной нагрузки на них и т.п.. Земельный менеджмент - это процесс (система мер), который осуществляет (разрабатывает) коллектив специалистов землеустроительного производства, что обеспечивает условие достижения конечной цели.
При этом, следует отметить, что Вудро Вильсон основатель американского государственного управления, управленческую деятельность рассматривал через призму бизнеса, увеличения доходов, управления людскими и финансовыми ресурсами. Одновременно В.Малиновский акцептирует внимание на том, что прибыль формируется на уровне менеджмента, а управление ориентировано на решение потребностей всего общества, в том числе, и землепользования. Другие авторы управление рассматривают как целостную совокупность функций планирования, организации, мотивации и контроля. Недостатком такого подхода является то, что управлению приписаны не свойственные ему функции, это функции земельного менеджмента. По крайней мере так считают авторы публикации Одновременно недостатком является то, что упомянутые авторы к функциям управления земельными ресурсами относят законодательное и нормативное обеспечение, землеустройства, ведения государственного земельного кадастра, мониторинг земель, экспертизе землеустроительной документации и др..
С функциональной точки зрения, указанные функции являются не чем иным как инструментом достижения управленческих действий. Однако по мере воздействия внешней среды на пути к реализации управленческих решений возникает ситуация, когда необходимо регулировать процесс достижения поставленной цели. То есть, здесь речь идет о регулировании земельных отношений в системе управления земельными ресурсами. В этой связи мнение ученых которые утверждают, что "регулировать отношения между собственниками и пользователями не нужно: они с этим сами справляются, но управлять процессом, т.е. направлять ход развития землепользования в нужное русло - надо" - не корректна. Но с высказанной фразы следует, что "взыскание" в нужное русло и есть не что иное как регулирование.
Другие ученые утверждают, что "управление земельными ресурсами - государственное регулирование земельных отношений, оптимизация распределения земли между отраслями народного хозяйства". Это свидетельствует, что сейчас пока не сформировано понятийно-категориальный аппарат феномена управления.
Что касается принципов управления, то в литературе по управлению делаются ссылки на принципы управления, сформулированые А.Файолем, Г.Емерсоном, Ф.Тейлора, М.Вебером.
Так французский ученый А. Файоль определил 14 принципов управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина; единоначалие; единство руководства; подчинение личных интересов общим; вознаграждение; централизация; иерархия, порядок, справедливость и др. Анализируя приведенные принципы в категорической форме можно утверждать, что это принципы земельного менеджмента, а принципами управления будут:
- Научно обоснованный перераспределение земельных ресурсов по формам собственности, отраслям, между юридическими и физическими лицами;
- Равноправие всех форм собственности на землю;
- Экономическое регулирование рационального использования и охраны земель;
- Целевое использование земли;
- Гарантии права собственности и пользования землей;
- Приоритет в предоставлении продуктивных земель для нужд сельского хозяйства;
- Региональный подход; экологизация землепользования и др.
Выводы. Подводя итоги проведенного исследования можно утверждать, что до сих пор не имеет общепринятого и согласованного определения понятия «управление земельными ресурсами». Указанные обстоятельства хотя и не давали полного ответа на возможность формирования науки управления земельными ресурсами, но свидетельствуют об актуальности дефиниции данной категории в научном мире.
|