Меню сайта |
|
|
|
Форма входа |
|
|
|
|
Главная » 2010 » Ноябрь » 26 » Рисованные ковры
|
Тканый ковер — привычное дело. Но когда-то это была непозволительная роскошь. Поэтому ковры... рисовали.
Классика жанра
Обычно на рисованном ковре изображали букет цветов, перевязанный лентой или стоящий в вазоне (символ добра и счастья). По бокам располагали симметричные цветочные гирлянды. Композицию рисунка на ковре делали замкнутой, плоскостной, без перспективы и объема, но с осью симметрии. Сам рисунок максимально стилизовали. Некоторые элементы заимствовали из различных старинных техник: тканых покрывал, вышивки гладью. Рисовали клеевыми или масляными красками. Основа ковра —домотканый льняной холст. До войны чаще всего рисовали на отбеленной или натурального цвета ткани. После — на черном холсте. Контраст придавал праздничность и торжественность. Размер полотна классического рисованного ковра — 1,5x2 м (фото 1). Изделия поменьше называли полуковрами. Небольшие скатерти — уголками (фото 2). Есть три основные техники: создание изображения с помощью штампов, трафаретов и свободное рисование. Последняя требует художественных навыков, а вот первые две могут освоить даже дети.
Немного истории
Рисование ковров — не такой древний вид декоративно-прикладного искусства, как, например, вышивка или ткачество. Появилось оно в конце XIX в., но его расцвет пришелся на 30-е гг. прошлого века. Дело в том, что в это время менялся внутренний интерьер сельской избы. Чем прикрыть деревянные стены? Обоев не было, ковров фабричного производства тоже. Поэтому люди заказывали бродячим мастерам-художникам рисованные ковры. Второй расцвет был в 50-е гг.. послевоенная разруха, бедность. Но в 60-е гг. фабрики начали ткать фабричные ковры, и рисованные потеряли свою актуальность. Примечательно, что в этом виде прикладного искусства нет региональных различий. Главную роль играли почерк и стиль мастера. Сейчас это искусство постепенно возрождается.
Панно по шаблону
Рисую цветной эскиз в масштабе 1:1 (фото 3). Копирую его, вырезаю канцелярским резаком крупные детали будущего трафарета. Холст (черная ткань) должен быть чуть больше по размеру, чем трафарет, чтобы потом было проще обрабатывать его края. Наношу на все места, где будет рисунок, грунт — водоэмульсионную краску. Она должна быть достаточно густой: слишком жидкая краска пройдет через ткань насквозь. После высыхания грунта подбираю по цвету гуашь и развожу ее клеем ПВА (1:1). Для плотности можно добавить немного водоэмульсионной краски. Следует учитывать, что водоэмуль-сионка «бледнит» цвет гуаши. Наношу краску по трафарету с помощью специального «губчатого» инструмента, можно
использовать поролон (фото 4). Убираю трафарет и рисую мелкие элементы кистью. Натягиваю холст на ДВП, оформляю в рамку (фото 5).
Фантазируем
Ослик с кармашком
Рисую на обыкновенном сером картоне силуэт ослика. Вырезаю, рисую мордочку. Делаю из ткани кармашек. Внутрь кармашка подкладываю кусок бумажки, чтобы краска не «прошла» насквозь. Вуаля! Ослик готов (фото 9)!
Сплошные штампы
Детям легче всего работать со штампиками (фото 6). Украшать отпечатками можно все, что угодно: закладки, декоративные кармашки и даже одежду (акриловыми красками), имитируя вышивку. Печати делаю из линолеума на резиновой основе (утепленный не годится: его трудно резать). Рисую эскиз, вырезаю детальки и наклеиваю их на дощечки, чтобы удобно было держать (фото 7). Кладу материал на что-нибудь мягкое, смазываю краской, аккуратно прижимаю к ткани. Оттиск готов (фото 8). Постовой: Полная мировая фильмотека От начала: Самый первый фильм, до Хиты 2010
Ирина ТЕРЕШКОВА, г. Лиозно Витебской обл. Фото Ивана ЕРШОВА
|
Категория: Рукоделие |
Просмотров: 4852 |
Добавил: witkom
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Категории |
|
|
|
|