Художественное явление, именуемое ныне японским садом,
сформировалось приблизительно в начале X века. С тех самых времен все,
кому довелось увидеть настоящий японский сад, искренне восхищаются им.
Продуманность композиции, очевидность строгих законов гармонии делают
такой сад истинной моделью мироздания.
Изначально сады в Стране восходящего солнца разбивались при
синтоистских монастырях. Жизнь монахов проистекала в молитвах и
созерцании, а найденный ими способ передать священную силу природы через
символические сады позволял раздвинуть рамки монастырской территории:
за небольшим прудом стоял целый океан, а холмы воплощали красоту всех
горных хребтов планеты.
Дальнейшей эволюции садов способствовал буддизм. Аскетизм буддийской
философии породил искусство сухого сада, где с помощью сыпучих природных
материалов (песка, гравия) и камней разной формы и фактуры создавались
волнующие пейзажи, в которых можно было разглядеть не только модели
дикой природы, но и метафорический рассказ о странствиях человеческой
души, о превратностях жизни и, самое главное, о способах преодоления
этих препятствий.
Для буддиста создание сухой композиции – один из путей дзен, полный
созерцательности и понимания природы камней. У каждого камня – своя
душа, своя жизнь, за каждым стоит своя метафора.
Расставить камни неверно – означает солгать и тем самым
спровоцировать посетителя сада на ложный эмоциональный отклик. Именно
потому, что каждому камню присуща индивидуальность, невозможно просто
скопировать создания мастеров древности, о чем предупреждал еще автор
«Сакутейки», рекомендуя при создании композиций доверяться прежде всего
собственным ощущениям. У друзей: Оптимизация и продвижение на ресурсе - shakhmatov.ru
|