Растения появляются и исчезают, водоток может сменить русло и исчезнуть, и только камни создают в саду ощущение вечности.
В той крошечной модели мироздания, которую представляет собой
восточный сад, камень изначально был призван воплощать недоступные
вершины, подпирающие облака. Но постепенное возникло настоящее искусство
расстановки камней – сутэ-иси, посредством которого можно изображать
любые сцены и любые элементы природы.
Один из основных принципов японского сада: камни всегда размещают по
диагонали. Используются чаще всего необработанные, естественные глыбы;
наиболее ценными считаются экземпляры, покрытые ржавчиной или мхом
коричневого, красного или пурпурного цвета, реже белого.
Вечер. По теням от лиственниц Тихо ступаю. Словно по осколкам Прошедшей жизни своей. Мотоко Митиура
Со времен величайших садовников древности, уверенных в том, что
неправильное расположение камней в сухих садах способно изменить к
худшему судьбу хозяев, существует ряд правил, которых следует
придерживаться при создании композиций. Например, не следует брать камни
круглой или квадратной формы; нельзя укладывать один за другим камни
одинаковых формы и массы. Группы камней должны быть чуть в стороне от
высаженных растений. Камни устанавливают на поверхности или частично
зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности. Положение
камня должно быть стабильным – за этим нужно следить особенно строго.
Для устройства тропинок используют экземпляры с одной ровной стороной
(неровную углубляют). Длинная ось каждого камня должна быть
перпендикулярна направлению тропинки.
В японских садах широко используются песок и мелкий гравий. Для
создания сухих композиций на утрамбованную землю насыпают слой песка
толщиной 5–6 см и специальными граблями наносят рисунок, символизирующий
чаще всего волны или рябь на воде. Рисунок легко возобновляется, а
песок периодически следует досыпать. Размещают сухие пейзажи на
небольших участках сада, защищенных от ветра.
Свет фонарей
Людям Запада особенно полюбились фонари, изначально бывшие элементом
храмовых восточных садов. Чаще всего их устанавливают у изгибов садовой
дорожки, на краю водоема, ручья или рядом с мостиком. Для изготовления
таких фонарей применяют различные камни, дерево или пемзу. В больших
садах используют пьедестальные фонари (тачи-гата), высотой до 1,5, а
иногда и 3 м. Скрытые фонари (икекоми-гата), свет от которых направлен в
землю, чаще всего располагают около тсукубаи. Маленькие фонарики
(оки-гата) обычно размещают на краю пруда, в стороне от тропинки, или в
крохотном внутреннем саду. Кроме того, существуют фонари с квадратной
или круглой крышей, имеющие каменные или бетонные подставки
(юкими-гата); устанавливаются они, как правило, возле водоемов. У друзей: Развлекательно-юмористический ресурс - 100500, приятно порадует вас своей новизной и ....
|